Чужие деньги всегда были и остаются лакомым кусочком для
мошенников: сколько веков люди стараются накопить и приумножить, столько же
времени и преступники находят способы обмануть и присвоить.
От действий мошенников страдают и куряне. Хитрость и
изобретательность злоумышленников не дает времени сообразить, что происходит, и
люди расстаются с деньгами, сами того не подозревая. Многие знают, что отвечать
на звонки с незнакомых телефонных номеров и смс нельзя. Но как быть, если
человек видит на экране телефона реальный номер горячей линии банка, общается с
представителем колл-центра и… лишается денег? Разбираемся, как такое возможно и
как обезопасить себя, вместе с управляющим курским отделением Банка России
Евгением Овсянниковым.
– Евгений Викторович, в последнее время мошенники звонят с
номеров горячих линий банков, представляются сотрудниками и пытаются узнать у
курян информацию. Те, кто добросовестно отвечает им, лишаются денег. Как вообще
мошенники это делают?
– К сожалению, сейчас появились такие технологии, когда
мошенники, используя специальное программное обеспечение, маскируют свой номер
под официальный номер банка.
«Лжебанкиры» хорошо подготовлены – они обращаются к
собеседнику по имени и отчеству, часто знают фамилию, а иногда даже номер и
срок действия карты.
– Откуда они берут эту информацию? Им кто-то ее сообщает?
– По анализу данных, которые чаще всего называют мошенники в
разговоре с жертвой можно сделать вывод, что сведения они зачастую находят в открытых
источниках. В том числе – в социальных сетях, а также с помощью фишинга в
Интернете. Их расчет прост: человек не должен сомневаться и сам доверит
звонящему максимум нужной информации. Мошенники – хорошие психологи, они знают,
как создать ощущение реальности происходящего.
– Можно выделись какие-то приемы, которыми пользуются
преступники? Может быть, они помогут курянам быть более внимательными…
– Начнем с того, что обычно такие звонки раздаются поздно
вечером, ночью или ранним утром в выходные. Чаще всего в это время человек спит
или находится в рассредоточенном состоянии и не может быстро сориентироваться. И
тут якобы сотрудник банка сообщает о подозрительной операции и просит клиента
немедленно предпринять определенные действия. При этом злоумышленники владеют профессиональной
терминологией, говорят быстро, уверенно и иногда используют фоновые звуки,
чтобы создать иллюзию работы колл-центра. Они пугают клиента тем, что по карте
совершаются подозрительные операции, требуют срочно сообщить одноразовый пароль
из СМС-сообщения и другие секретные данные, чтобы остановить списание средств. А
если человек отказывается их назвать, начинает размышлять – мошенники нагнетают
обстановку, пугать непоправимыми последствиями. Сложно в такой ситуации не
потерять бдительность… А как только преступники узнают нужную информацию, для
них открывается доступ к деньгам жертвы.
– Схема понятна. Как действовать человеку, чтобы не лишиться
денег и не выдать преступникам конфиденциальной информации??
– Для начала при подобном звонке обязательно проверьте, действительно
ли это сотрудник банка: спросите его имя и фамилию, название подразделения и
ответьте, что перезвоните позже. Сразу же прекратите звонок и положите трубку! После
этого позвоните по официальному номеру банка и попросите соединить с
сотрудником, который вам звонил.
Чтобы вновь не попасть на линию к мошенникам, номер горячей
линии банка наберите вручную. Он находится на обратной стороне банковской карты
или на официальном сайте банка.
Никогда не перезванивайте и не отправляйте СМС на незнакомые
номера! Даже если вы уверены, что сообщение прислал банк, не переходите по
содержащимся в нем ссылкам. Во всех ситуациях, так или иначе затрагивающих
вопросы безопасности ваших денег, лучше звонить в банк по официальному номеру и
задавать вопросы.
Обязательно успокойтесь: не паникуйте и не спешите, даже
если вам сообщают, что обнаружена подозрительная операция и деньги вот-вот
спишут. По закону при обнаружении подозрительной транзакции банк сразу же
останавливает ее на срок до двух суток – за это время вы подтверждаете или
отменяете операцию. На решение вам дадут не пару минут, а 48 часов, чтобы можно
было разобраться, что происходит и самому связаться с банком. Если же вы ничего
не сделаете, то операция пройдет только через двое суток, когда банк
автоматически снимет блокировку.
Никогда, никому и ни при каких условиях не сообщайте личные
данные, реквизиты карты и секретную информацию: ПИН-код, CVC/CVV-код на
обратной стороне карты и особенно коды из СМС. А «кодовое слово» можно называть
только в том случае, если вы сами звоните на горячую линию банка. Если клиент
сообщает преступникам секретную информацию сам, украденные деньги банк вернуть
не сможет.
А если подводить итог всему сказанному выше, то правила
таковы: при подозрительных смс и звонках не паникуйте, прекращайте общение,
набирайте вручную номер горячей линии банка и выясняйте, что происходит. Даже
если такая бдительность кажется вам чрезмерной – поверьте: лучше
перестраховаться!
|