Суббота, 23.11.2024, 15:31
Газета Рыльского района Курской области «Районные будни»

Здравствуйте, Гость | Вход | Регистрация

Главная » 2019 » Август » 16 » Цыгане: Они отвыкли от той доли – «бродящей бедности и воли»
Стратегия президента [114] Рыльские вести [950]
Губернские вести [489] Вести «РБ» [93]
Актуально [203] К сведению [550]
Было-стало [17] Эксклюзив [13]
Финпросвет [31] 100 лет районке [8]

08:28
Цыгане: Они отвыкли от той доли – «бродящей бедности и воли»

«…Как вольность, весел их ночлег/И мирный сон под небесами;/Между колесами телег,/Полузавешанных коврами,/Горит огонь; семья кругом/Готовит ужин…» Такова романтика будней «Цыган» Пушкина. Теперь – иные времена. Цыгане чувствуют себя оседлым народом, живут с нами рядом и постепенно привыкают к нашим традициям и жизненным правилам.

Почему цыгане длительное время вели кочевой образ жизни? По этому поводу существует «сказ о гвоздях» – легенда с разными вариациями. Римские легионеры, которым был отдан приказ достать гвозди для распятия Христа, получив казенные деньги, пошли искать изготовителей. Но поскольку часть денег была оставлена ими в кабаке, они нашли «кузнеца подешевле» – цыгана. Однако тот наотрез отказался ковать гвозди «для распятия Господа» и сам принял мученическую смерть от легионеров.

Такая же участь постигла еще двоих кузнецов-цыган. И только четвертый смалодушничал. Для него не составило проблемы выковать три гвоздя, а четвертый он никак не мог остудить. И хотя «вылил на него целый колодец воды», перед ним по-прежнему «краснел раскаленный металл». Цыган бежал в пустыню, но и там не нашел покоя. И такую же судьбу унаследовал весь цыганский народ…

Есть и другая вариация легенды: когда по приказу Понтия Пилата распинали Иисуса Христа, цыганам удалось украсть гвоздь, который должен был пройти через сердце Спасителя. И за это Господь простил им воровство, оно для них перестало считаться грехом.

До сих пор в нашем представлении истинные цыгане – это красивые мужчины и женщины, прекрасные исполнители песен и танцев, виртуозно владеющие верховой ездой. И сегодня мы с не меньшим удовольствием, чем в первый раз, пересматриваем фильмы «Свадьба в Малиновке» с блестящим актером Николаем Сличенко в роли красного конника Петри и «Неуловимые мстители» с Василием Васильевым в роли Яшки-цыгана.

Коренным образом на жизнь цыган в нашей стране, называющих себя «рома», повлияло вышедшее в октябре 1956 года постановление Совета Министров РСФСР «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством» – так называемый указ об оседлости. Специалисты, изучающие этническую общность цыган, утверждают, что за всю историю СССР не было народа, который бы настолько не соответствовал советскому строю. Цыгане шли своими дорогами, держались присущих им интересов, им не было никакого дела ни до политики, ни до классовой розни, ни до того, как живет и развивается страна, по которой они «кочуют шумною толпой».

После вышедшего указа им на официальном уровне могли вынести обвинение «в несанкционированной торговле» – спекуляции, тунеядстве. В то же время считается, что постановление это в целом «сослужило цыганам хорошую службу», поскольку многие из них уже «были социализированы». Они работали на скромных должностях на предприятиях и в колхозах. Да и противниками советской власти цыгане, в общем-то, не были – вспомним, как те же Петря и Яшка самоотверженно сражались за нее! Понятно, что жизнь – не литература. Но и в реальной действительности подобные факты имели место, что, кстати, подтверждают и сами цыгане.

– Между русским и цыганским народом всегда были хорошие отношения, – убежден рыльский цыган Николай Лебедев. – А в грозные годы наши предки вместе становились на защиту страны. Так было и в Великую Отечественную войну: мой дед Николай Гусаков участвовал в боях за освобождение от немцев нашего Рыльска. Да и культура цыганская неотделима от русской. И я вот еще особо хочу подчеркнуть: советская власть не запрещала цыганам держать лошадей.

– «Цыган без лошади – как без крыльев птица»...

– Это верно.

Сегодня «рома» при всей своей любви к лошадям предпочитают езду на автомобилях, причем нередко – дорогих. Чем зарабатывают они на «красивую жизнь»? Гаданием? И можно ли верить тому, что за энную сумму напророчит тебе цыганка? Хотя… в свое время услугами знаменитой гадалки Александры Кирхгоф пользовались даже представители петербургской знати, она предсказала судьбу Пушкину… Но это скорее явление – такое же редкое, как и сам первый поэт России. В современной жизни все значительно проще:

– Вот ты как корреспондент встречаешься с нами, расспрашиваешь всех, а потом напишешь? – уточняла у меня старая цыганка Александра Федоровна, шелестя многочисленными юбками под звон своих больших висячих серег.

– Да…

– Вот и мы так! У соседей все расспросим, а потом приходим, например, в дом к Марусе и говорим: твоя дочь, невеста, богатого жениха встретит…

– И деньги берете… за обман.

– Жить как-то надо, милая…

– Это противозаконно! По таким «гадалкам» просто статья плачет, – замечает цыганский барон Леонид Лебедев, когда я рассказываю ему об этом.

Истина – чтобы нормально жить, нужно работать – для большинства цыган, пожалуй, не была приемлема никогда. Но в то же время сама реальная действительность убеждает их, что, не трудясь, прожить сложно. Это очевидно хотя бы на примере жизни цыган улицы Лесной в деревне Малогнеушево.

– У нас здесь целая диаспора, – рассказывает глава этого муниципального образования Наталья Разбегаева. – Практически все цыгане живут на одной улице. Конфликтов с местным населением нет. Активно участвуют в избирательных кампаниях. Если просят помощи – по возможности стараемся ее оказать.

– Они работают?

– Есть как работающие, так и не работающие.

– Где можно трудоустроиться?

– В основном на сахарном заводе. Немногие мужчины уезжают на заработки в столицу.

– А женщины?

– Некоторые работают в СУРе – как, например, Наталья Садкеева. Правда, сейчас она ухаживает за больным ребенком.

На улице Лесной цыганские домики отличить нетрудно: маленькие, с не обустроенным фасадом… Но на крыльце любого дома – ковер. Расстелен он и у Садкеевых. Мама Натальи, Раиса Николаенко, встречает нас, как «гостей жданных», предлагает чай. Любезность пожилой цыганки объяснить несложно: благодаря главе сельсовета в жизнь их семьи вошел водопровод. Правда, сама Наталья Александровна замечает, что цыгане вообще – народ гостеприимный. Летом во дворе на столе практически у каждой семьи как непременный атрибут – самовар. И отворившего сюда калитку – тут же пригласят на чаепитие.

Охотно общаясь с нами, Раиса Николаенко рассказывает, что самое большое несчастье для них сегодня – болезнь младшего внука – девятилетнего Милана:

– У мальчика больное сердце. Наташа с ним из больницы почти не выходит. Очень нужны деньги. Была бы дочка моя образованная, так, может, больше бы зарабатывала. А так, чем она владеет – веником да лопатой…

С образованием у многих цыган проблема. Старшее поколение в основе своей безграмотное. Впрочем, и среди молодых, которым едва за тридцать, элементарной грамоте обучены немногие.

Цыганский барон Леонид Лебедев тоже считает, что, пожалуй, главная проблема цыган – малограмотность, а то и вовсе безграмотность.

– По природе своей цыгане – народ очень умный, с сильным иммунитетом – подчеркивает мой собеседник. – Но большинство из них живет бедно в основном по причине того, что если даже у них есть большое желание работать, много заработать они не смогут. Сколько может за свой труд получить человек, способный только подметать или орудовать лопатой? Максимум – тысяч десять. На дворе двадцать первый век с новейшими технологиями…

– Леонид Иванович, а вы…

– У меня за плечами только основная школа. Но дети мои получили хорошее образование. Младший сын – даже высшее, работает в Москве юристом. Вообще среди цыган сегодня уже много достаточно образованных людей: врачи, банкиры, судьи, священнослужители и даже профессора. Вот на таких представителей нашего народа мы и должны равняться. Я своих внуков с детского сада нацеливал на то, что они должны с хорошими оценками окончить школу, а по окончании ее поступить в вуз – продолжить повышение уровня своих знаний.

Безусловно, по сравнению с тем, что имело место, скажем, даже десять лет назад, в плане образования цыган есть прогресс. Заведующая Малогнеушевским филиалом Куйбышевской средней школы Вера Сюрина рассказывает, что цыганские дети учатся в шестом, седьмом, восьмом классах… Двое даже окончили основную школу, то есть девятый класс. А теперь получают среднее специальное образование в рыльском аграрном техникуме и авиаколледже.

На мой вопрос, как эти ребята усваивают школьную программу, Вера Владимировна ответила:

– С трудом. Дома с ними совершенно некому позаниматься. Мы, конечно, пытаемся упущенное наверстывать в группе продленного дня, но этого недостаточно. Некоторых приходится оставлять на повторный год.

Практически все цыганские семьи – многодетные, и, естественно, ребятишки в школе питаются бесплатно, родители получают на них пособие. Причем сами цыгане охотно рассказывают о том, что если вдруг выплаты задерживают, они идут к властям района, области, и их проблемы «решаются тут же». Правда, барон считает, что только этого недостаточно:

– Желательно, чтобы на государственном уровне цыганам оказывалась более серьезная помощь.

– Денежная?

– Нет, гуманитарная: различными продуктами, одеждой…

Но и тут надо еще угодить. Например, в том же Малогнеушево одна из цыганок возмущалась, что семье из опеки передали одежду, которая «совершенно не устраивает».

Никто из цыган не держит никакого хозяйства, огороды тоже есть не у всех. Молодая, нарядно одетая, красивая женщина возмутилась, услышав мой вопрос:

– Какой огород! У меня шестеро детей!

– Так вот ваши старшие дети уже могли бы вам помочь…

– Некогда нам огородом заниматься!

Нет, говоря словами поэта, этим красавицам «труд упорный тошен». Им проще поехать в город, заработать гаданием или просить милостыню, чем выращивать картошку. В то же время хочется сделать акцент на том, что, как и представители любой национальности, цыгане по-разному относятся к труду. Например, уже упоминавшаяся семья Садкеевых огород имеет – 10 соток – следовательно, хотя бы овощи покупать не приходится. Во дворе – цветочная клумба. У 14-летней Дарьи – ноутбук. Она говорит, что мечтает «выучиться на врача». Есть в доме газовая плита, стиральная машина, телевизор, который, по словам Раисы Николаенко, она «взяла в рассрочку» и выплачивает из пенсии: «Надо же знать, как мир живет».

– А как вам живется на улице Лесной?

– Хорошо! Меня здесь все знают и уважают.

С уважением говорят в Малогнеушево и о цыганке Любови Кириченко, матери шестерых детей. «Любочка», как называют ее здесь, сама трудолюбивая, и детей к труду приучает. Ее ребятишки наперебой рассказывают, как они выращивают различные овощи, фрукты и даже клубнику.

Не тоскуют ли цыгане по прежней кочевой жизни, которую, разумеется, помнит только старшее поколение? Ответы разные.

– Раньше было полегче, – считает Раиса Николаенко. – Шатер раскинули – чистота, порядок… Женщины идут в деревню гадать. Принесут продукты, приготовят на костре еду, детей накормят. А потом – песни, танцы…

У пожилой цыганки Евы Мартынкевич мнение противоположное:

– Что хорошего в той кочевой жизни?! Снег, дождь, грязь… А теперь – пожалуйста, все удобства: вода, газ…

На мой вопрос, какую роль в их жизни играет барон, одна из цыганок ответила:

– А что он мне?! Мои бароны – чашка, ложка да кастрюля…

Но сам Леонид Лебедев говорит, что он помогает цыганам, в том числе и спасает их, когда они попадают в нештатную ситуацию. Каковы вообще роль и возможности цыганского барона? Какова была бы его должность в светской жизни: глава сельсовета, района?..

– Вообще-то, – президент цыганской ассоциации, – отвечает на мой вопрос Леонид Лебедев. – Просто я не оформлял это официально.

– То есть вы – барон не только в Рыльске?

– Я езжу по всей стране, бываю в разных городах, решаю назревшие проблемы.

– Кто вас избирал?

– На цыганской сходке.

– А если вдруг…

– Поведу себя как-то не так?

– Предположим…

– Знаете, на цыганские сходки приезжают такие серьезные люди… Поэтому ты всегда знаешь и помнишь, как должен себя вести.

О том, что барон принимает участие в жизни представителей своего народа, рассказывает и глава Малогнеушевского сельсовета Наталья Разбегаева:

– Цыгане, которым под сорок и более лет, как правило, неграмотные. Но все они хотят, чтобы дети их учились. Понимают, что сегодня без образования невозможно устроиться на хорошо оплачиваемую работу. И роль барона при этом немаловажна. Имел место случай, когда одной цыганской семье грозило лишение родительских прав. Мы обратились к барону. Леонид Иванович приехал, провел соответствующую работу с ними. Пока на сегодняшний день ситуация немного улажена.

Словом, цыгане, изначально привыкшие к «резвой воле», расстались с ней, практически приспособились к условиям оседлой жизни, и редко кто из них с благоговением вспоминает времена «бродящей бедности и воли». Но для этого потребовалось не одно десятилетие. Вероятно, нужно время и для того, чтобы «рома» полностью приняли образ жизни своих соседей – русских людей.

Анна Белунова

 

Рыльские вести | Просмотров: 220 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: