До 1991 года Рыльский
Свято-Николаевский монастырь находился в полном запустении. Грустно было
смотреть на его великолепные по своей архитектуре, но разрушенные храмы.
Корпуса с бывшими монашескими кельями были отданы людям, образ жизни которых
никак не соответствовал этому месту. Но пришло время возродиться национальной
святыне.
В конце прошлого века монастырь был передан в лоно Курской епархии. Началось активное его восстановление. Однако есть еще немало проблем, связанных с возрождением обители. Решением их и занимается игумен Роман (Архипов). С ним мы говорим о его заботах нынешних, предстоящих и о многом другом, что связано с жизнью монастыря. Игумен Роман
– Как давно вы здесь, отец Роман?
– Казалось, что вроде недавно, а
прошло уже пять лет…
– Наверное, время оттого и пролетает
незаметно, что у Вас много хлопот…
– Да, день занят: богослужение,
общение с братией, паломниками, которые нуждаются в помощи, хозяйственные дела…
– Паломников сейчас много?
– Во всяком случае, больше, чем
раньше. Впрочем, смотря каким критерием определять. В смысле загруженности,
чтобы пообщаться, – да, их много. Но храм не заполнен настолько, чтобы не вместить
людей, – значит, все-таки мало. Паломники – это в какой-то степени и
жизнеобеспечение монастыря, какая-то копеечка остается. Пока собираем маловато,
на жизнь еле-еле хватает, поэтому активно и занимаемся сельским хозяйством.
– И все-таки, несмотря на отсутствие
достаточных средств, планы у Вас большие?
– Причем их нужно воплотить в жизнь.
Собираемся перестроить старую трапезную. Корпуса, в которых живет братия,
конечно же, подлежат ремонту. Мы беседовали с серьезными специалистами
(приезжала целая команда), они осмотрели братский корпус, который находится
напротив могилки батюшки Ипполита. Он старинный. Помню, когда я приехал сюда в
девяносто втором году, я еще застал печь, правда, уже не действующую. Она
находилась в полуподвальном помещении. Огромная – одной этой печью отапливался
весь корпус. Но что еще более интересное – топили ее раз в неделю, и она
держала тепло. Вот такое чудо-умение мастеров было.
– А теперь – газ…
– Конечно! Отопление теперь и
дешевле, и чище. Так вот корпус, о котором я рассказываю, по мнению
специалистов, можно обновить: заменить крышу, достроить еще один этаж – он
будет как мансарда, но жилой. У нас есть новый корпус, представляющий собой
гостиницу, половина ее – для паломников, которых мы принимаем бесплатно, а для
пожертвования (если кто-то пожелает) стоят кружечки. Вторая часть
предположительно тоже будет гостиницей. Сейчас мы уже административные
помещения – канцелярию, бухгалтерию – стали переводить сюда. Остается
только церковная лавка – и старый корпус будет готов под ремонт.
– На это требуются средства немалые?
– Хочется надеяться, что найдется у
нас помощник-благодетель, и мы все задуманное осуществим. То же самое и с
игуменским, архиерейским корпусом, находящимся возле Троицкого храма монастыря,
в котором жил батюшка Ипполит. Еще мы хотим сделать на месте его кельи музей,
где бы хранились батюшкины вещи, постараемся создать обстановку, похожую на ту,
в которой он жил. А если будет приезжать священник, чтобы там можно было
послужить панихиду, почитать псалтырь. Это было бы нам очень дорого. Но для
этого невозможно отремонтировать одну келью, нужен ремонт всего корпуса.
– И монастырские храмы тоже требуют
дальнейшего восстановления?
– Главные усилия сейчас направлены
на Крестовоздвиженский храм. Основная часть работ уже выполнена, и раз в неделю
мы там служим. Этот один их трех наших храмов мы хотим расписать. Опять же: то,
что можем, делаем сами, маленькими шагами, а когда появляется какой-то
благодетель, продвигаемся быстрее. Но в настоящий момент особых благодетелей пока
нет.
Сейчас разрабатываем программу
вложения средств в Троицкий храм. Есть определенный договор с банком, согласно
которому нас обещали поставить в план финансирования. И тогда восстановление
этого храма может пойти достаточно быстрыми темпами.
Паломнический корпус
– Первым начали реставрировать
Свято-Николаевский храм монастыря. И совершенно очевидно, что здесь сделано
много.
– Он внешне уже обветшал. В этом
году мы заменили окна на втором этаже, в плане на будущий год сделать внешний
ремонт этого уже действующего храма. Проблема состоит еще и в том, что в те
века, когда строились храмы, не было как такового фундамента в нашем понимании.
Брали валуны – большие округлые камни – и на них строили. Поэтому будем думать,
как выходить из положения.
Уже назрела пора решать проблему с
ремонтом нижнего храма. Он как раз оставил особую память о батюшке Ипполите – в
нем он молился наибольшее время. И мы должны эту память сохранить.
Если говорить о более глобальных
масштабах, то надо восстанавливать ограду монастыря в кирпичном виде – какой
она была, вместе с башнями. Сейчас просто замкнули контуры, как могли, чтобы
закрыть территорию. Поскольку мы занимаемся сельским хозяйством, у нас есть
склады для зерна, помещения для ремонта техники. Если преображать весь двор, их
тоже нужно выносить за его территорию. И на это, разумеется, нужны средства.
А также рабочая сила. У нас мало
братии, которая обычно трудится в монастыре. Приходится нанимать людей со
стороны, а в полусельской местности это очень сложно: либо это будет
неквалифицированный человек, либо подверженный вредным привычкам. Но если даже
и отыщется хороший специалист, мы не сможем оплатить его труд должным образом.
Есть еще такая категория, как
трудники – те, кто приходят потрудиться в монастырь. В идеале это человек,
решивший связать свою жизнь с обителью, но еще до конца не понимающий, его это
путь или нет. Он живет здесь, работает вместе с братией, ходит на богослужение,
выполняет послушание. По прошествии двух-трех лет, если чувствует, что
утвердился в своем решении быть монахом, становится послушником. Если же
понимает, что это не его жизненная дорога, – уходит.
– А монах, давший обет, не должен
его нарушить…
– Да. Но… воля человека. Можно все
равно уйти, хотя это уже, конечно, будет нарушение. В настоящее время трудников
мало. В основном приходят перекати-поле – перезимовать, а весной уйти, или те,
кто отбыл срок заключения. Если они приобрели веру, то ходят в храм, живут в
монастыре, но при этом часто срываются – обычные человеческие страсти. В общем
и целом жизнь вот такая. Но стараемся не отставать от мира.
– Насколько я знаю, у монастыря есть
свой сайт в интернете…
– Мы начали потихоньку развивать в
монастыре присутствие медиапространства: свой сайт, страничка в «инстаграме»… У
нас несколько сотен подписчиков, со временем, думаю, их будет больше.
– То есть современные
информационно-коммуникационные технологии приемлемы и в монастыре?
– Нельзя быть удаленными от общей
жизни. Мы должны быть с народом.
Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь
– Отец Роман, а как вы сами
оказались в Рыльском монастыре?
– Я пришел сюда из Щигров, где
прослужил пять лет. А вообще, как уже было мной упомянуто, приехал из Москвы к
отцу Ипполиту в 1992 году, собирался остаться здесь насовсем. Но правящий
епископ митрополит Ювеналий против моей воли забрал меня в Курский Знаменский монастырь.
Потом была Коренная пустынь. В Рыльск во второй раз приехал за год до смерти
батюшки Ипполита и прожил здесь этот год. Позднее я был духовником в
Золотухинском женском монастыре, а далее – уже названые мной Щигры. Так что в
Рыльск оттуда я приехал уже в третий раз.
– Вы в не таком далеком прошлом –
светский человек, житель столицы… Как Вы связали свою судьбу с монашеством?
– Да, была светская жизнь, я был
женат, работал врачом. Отец Ипполит в хорошем смысле слова – притягательная
сила. Из столицы я привез сюда еще отца Варлаама и отца Досифея, мы вместе
ходили в один храм в Москве. Побывав в Рыльске, я приехал и рассказал им, что
нашел клад. И они тоже захотели посмотреть, какое именно сокровище я увидел.
– Наверное, как гений рождается,
может быть, раз в тысячелетие, так и явление отца Ипполита – эпоха в жизни
народа. Я помню его глаза, своими лучами просвечивающие тебя, словно рентген…
– Он видел человека насквозь, это
правда. Знал не только то, о чем мы думаем, но и помышления нашего сердца, которые
еще не родились, а только зарождались, – он их уже видел.
– Вы пришли к Богу благодаря отцу
Ипполиту?
– Нет, к Богу я пришел раньше, ходил
в Донской монастырь в Москве, общался с нынешним митрополитом Тихоном.
– Шевкуновым?
– Он тогда был экономом в этом
монастыре. Связать свою жизнь с церковью я хотел в течение трехлетнего периода,
но еще не совсем понимал, в каком именно виде. Было желание уйти в монастырь,
то пока твердо не осознавал, мое ли это, спасительно ли это будет для меня. Я
искал старца. Мне рассказали про батюшку Ипполита, и я приехал к нему, чтобы
спросить: монастырь – мой путь или нет? Я хочу, но есть ли на то воля Божия? И
вот батюшка, испытав меня, сказал, что – да, будешь монахом.
– Многие врачи верят в Бога.
Возможно, они видят то, что закрыто для обычного человека? И, должно быть,
ярчайший пример в этом плане – выдающийся хирург доктор медицинских наук
Войно-Ясенецкий, впоследствии архиепископ Лука.
– Ученые и врачи, если они
изначально были неверующими, начинают мыслить по-иному, когда доходят до
границы познания, когда видят, что дальше человеческий ум не может познать и
объяснить нечто необычное, что начинается неопознанное. В этот момент Господь
дает им возможность увидеть отблески своей деятельности. И у них зарождается
вера. Сомнения часто рассеиваются тогда, когда они встречаются с чем-то
необычным. Врачи довольно часто видят божественное вмешательство в жизнь
человека: когда это касается жизни и смерти, необычного выздоровления или,
наоборот, необычного заболевания. И если ты внимательный человек, то видишь и
понимаешь, откуда все исходит.
– Если позволите, спрошу Вас: какая
ваша самая большая мечта на сегодняшний день?
– В монастыре? При жизни отца
Ипполита через него человек всегда испытывал на себе любовь Божию. Вот и хотелось
бы, чтобы приходящим сюда сегодня удавалось ощутить дух присутствия батюшки. А
для этого нужно трудиться. Причем заниматься не только восстановлением
монастырских храмов, но и созданием такой братии, чтобы мы через любовь к Богу,
отцу Ипполиту, ближним могли транслировать ее на приходящих в монастырь.
– Как Вы относитесь к тому, что
люди, фантазируя, придумывают, казалось бы, нечто невозможное? Имею в виду
россказни некоторых о том, как после смерти отец Ипполит с одними «ходил по
двору под руку», у других «вытащил утонувшую машину», в общем-то, на сухом
месте, а третьи, приложив его фотографию к больному пневмонией, вылечили его?
– Безусловно, человеческие фантазии
могут присутствовать в каких-то случаях. Особенно людям экзальтированным
свойственно что-либо придумывать. Но я, находясь при отце Ипполите достаточное
время, видел столько чудес своими глазами, что для меня несомненно воздействие
сверхъестественной силы, силы Божией через него. Когда на носилках привозили
человека, которого врачи отправили домой умирать, батюшка оставлял его в
монастыре, в условиях, совершенно неподходящих для пребывания больного – все
было разрушено. С ним оставались один-два человека. И вот больного носили
сначала на носилках в храм на молитву, потом вели под руки, а через некоторое
время он уже приходил сам и своими ногами уходил из монастыря – здоровый. Это
невозможно фальсифицировать.
Или, например, при мне батюшке
передают письмо и просят его прочитать. Он кивает головой и продолжает дальше
беседовать с человеком, письмо не читает. Собеседник вновь напоминает ему о
письме. И так происходит несколько раз. В итоге, подчинившись, батюшка
открывает его, читает и дает ответ. Я посмотрел: он держал письмо вверх
ногами…. Ему не надо было его читать, он знал, что в нем. И подобных примеров
можно привести массу. Нередко, кстати, я был свидетелем того, как батюшка по
имени отчеству обращался к человеку, которого видел в первый раз.
Так может поступать только тот, кому
Господь даровал не просто точечное знание, а степень видения потрясающую.
Разумеется, людям невоцерковленным, не понимающим, как вообще происходит
духовное возрастание человека, это непонятно, для них это какая-то сказка,
нечто невразумительное. Впрочем, ничего удивительного в этом нет: у некоторых
людей отсутствует вера, как, например, отсутствует у них рука или нога. И таким
людям невозможно что-либо доказать, они никогда не будут верить в чудеса
старцев и церкви Христовой. Зато в какие-нибудь современные иллюзорные бредни
верят.
Батюшка Ипполит был сосуд благодати
духа святого. Наиболее подходящий образ в духовной литературе – преподобный
Силуан Афонский. То есть, читая схиархимандрита Софрония Сахарова, ученика и
биографа Силуана Афонского, мы вполне можем увидеть описание образа батюшки
Ипполита. По промыслу Божию на Афонской горе, когда батюшка находился в
Пантелеимоновом монастыре, он жил в келье Силуана Афонского: не сам выбирал ее
– его в нее поселили. И ему пришлось сохранить главу Силуана Афонского в
сложных обстоятельствах, когда он еще не был прославлен как преподобный и главу
его вполне могли как бы «потерять». Батюшка несколько лет хранил ее в своей
келье, пока, наконец, она не стала всеобщей святыней. Отец Ипполит был
совершенно необыкновенным человеком.
– Чувствовал ли он сам свой уход?
– Да, он говорил об этом, но нам не
хотелось в это верить. За год прямо сказал: «Я буду уходить». Мне тогда не
хватило решимости спросить: «Батюшка, как нам поступать, что нам делать?». А
спросить надо было – получил бы точные рекомендации.
– Отец Роман, Вы, избравший
монашеский путь, можете сегодня свободно общаться со своей семьей?
– Запрета нет. Есть просто устав, в
соответствии с которым монаху что-то можно, а чего-то нельзя. Когда в монастыре
много монахов, послушников, начальствующие должности – игумен, настоятель,
благочинный, эконом, келарь – учреждены не только для того, чтобы управлять
структурой. Эти люди общаются с внешним миром и дают возможность остальным
монахам не общаться: когда идешь монашеским путем, все лишнее мешает. Ну, а
если кто хочет, может общаться всегда.
– Ощущаете ли Вы себя счастливым
человеком? Никогда не было чувства сожаления о том, что избрали именно эту
дорогу?
– Я счастлив оттого, что я на
монашеском пути. Это несомненно. Когда какие-то конкретные вещи удаются, и
Господь укрепляет своим присутствием, своей благодатью, – это особая
радость, особое счастье. Но не получается, к сожалению, все время жить в таком
состоянии, оно уходит, и наступает опять борьба. В борьбе, конечно, счастья
нет, в ней есть труд. Каждый день! Господь утешит, поддержит – и тогда счастье.
А потом опять труд. Но, в общем и целом, я на этом пути ощущаю себя счастливым
человеком.
Анна БЕЛУНОВА
Фотографии Станислава ГЕРАСИМЕНКО
|