Это было событие всероссийского масштаба – наряду с
мероприятиями, проходящими каждый год в рамках Среднерусского экономического
форума. Во вторник в актовом зале и лекционных аудиториях Юго-западного
государственного университета «Медиапрорыв» собрал представителей всех средств
массовой информации региона. В работе форума участвовали и представители
«Районных будней».
Встреча, пусть и такая глобальная, журналистов областных СМИ
– казалось бы, мероприятие отраслевое, малое отношение имеющее к широким
массам. Но на деле обсуждаемые вопросы важны для каждого – ведь все мы, вне
зависимости от возраста и рода занятий, являемся потребителями информации,
которой сегодня просто неимоверно много. Как не заблудиться в этом океане
новостей и комментариев? Как не стать жертвой обмана? Где более качественная
информация – в СМИ или у блогеров, коих сегодня (и тех, и других) превеликое
множество? Ответить на вопросы и донести ответы до широкой общественности
должны представители цивилизованного медиасообщества, для чего они и собрались
4 декабря в Курске.
Слов Романа Старовойта, временно исполняющего обязанности
губернатора, ожидали особенно. Ведь пусть и наш земляк по месту рождения, он –
человек из столиц, жизнь в которых заметно отличается от нашей глубинки.
Отличаются, конечно, и СМИ, что нетрудно заметить. Руководство региона не может
быть в стороне от внутренней информационной повестки.
– В майском указе этого года президент России Владимир Путин
четко сформировал задачу по обеспечению прорыва практически во всех сферах: это
и сельское хозяйство, и промышленность, и социальная сфера. И мне кажется, без
прорыва в средствах массовой информации обеспечить значительное улучшение нашей
с вами жизни будет невозможно. Сегодня настолько быстро меняется мир вокруг
нас, в том числе и СМИ, что без серьезных структурных изменений мы или будем
«бить по хвостам», или вырвемся вперед. А для прорыва у нас есть все
предпосылки. Это практически неисчерпаемые природные ресурсы, благодатная
земля, сильнейшая армия, умные, настроенные на изменения высококлассные
профессионалы, и наша с вами задача определить те «тренды», по которым нам
следует двигаться вперед, – сказал Роман Старовойт в своем выступлении.
Это было на первом этапе большого медафорума, названном в
повестке неуклюжим «пленарным заседанием». В реальности было гораздо
интересней: на сцену переполненного актового зала ЮЗГУ (там, к слову, кроме
действующих были еще и будущие журналисты – студенты КГУ и, собственно,
принимающего вуза) поднимались один за одним гости и общались на заданные темы.
Ведущим, по– современному называющийся модератором, был Павел Орлов – известный
московский журналист канала «Россия 24».
Вот так и Роман Владимирович, отвечая модератору, сообщил,
что как современный руководитель присутствует в социальных сетях, считая такой
способ общения с аудиторией не просто общепринятым, а совершенно необходимым.
Яркий пример: на минувших выходных большую часть области изрядно подзасыпало
снегом. Глава региона обратился через социальную сеть «В контакте» к населению
с просьбой рассказывать, как идет расчистка дорог. В итоге – тысячи
комментариев, с каждым проблемным из которых теперь разбираются специалисты
администрации области.
Одним из главных гостей форума стал заместитель министра
цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексей
Волин. Эта персона в нашем регионе в последние годы появляется довольно часто
(а нынешним летом побывал и в Рыльске, о чем мы писали), но информацию, которую
он дает представителям СМИ да и населению, всегда важна и актуальна. К тому же
Алексей Константинович, несмотря на высокую должность, общается достаточно
раскрепощенно и в полемике благодаря такой манере выглядит, как правило,
выигрышно.
Но полемика развернулась позже, а первой темой выступления
замминистра была «цифровизация» телевидения. Мы с вами помним, что в следующем
году аналоговый сигнал отключат, и россияне обречены бесплатно смотреть
двадцать федеральных каналов с региональными включениями – всё это в высоком
качестве. Так вот, Алексей Константинович рассказал, что пробное отключение
«аналога» произошло на днях в Тверской области, которая первой в России
полностью перешла на «цифру». Нам тоже следует готовиться – убедиться, что
телевизор (особое внимание нужно уделить людям старшего поколения) не
показывает три-четыре канала с литерой «А» в уголке – в противном случае
необходима приставка.
Впрочем, этот этап тоже уже далеко не последний, что в
унисон со словами Романа Старовойта: «или будем «бить по хвостам», или
двигаться вперед». Нынче уже речь идет о создании «глобального ТВ-роуминга»,
который позволит в любой точке мира принимать любимые телеканалы. Да и вообще,
возможности интернета уже давно позволяют много больше, молодое поколение живет
совсем в другом информационном мире. По этому поводу и развернулась дискуссия,
в которой, помимо уже упомянутых, участвовали ректор ЮЗГУ Сергей Емельянов и
блогер Андрей Фрольченков.
Нас, газетчиков, конечно, больше, нежели конкуренция
телевидения с «ютубом», интересовали судьбы бумажной прессы. О ней особого
разговора не велось. Хотя одним из гостей форума и участников дискуссии,
развернувшейся во время «пленарного заседания», был заместитель генерального
директора издательского дома «Комсомольская правда» Роман Карманов; вроде как
для большинства «Комсомолка» – газета. Но сегодня это уже целый мультимедийный
комплекс, в котором работает и федеральная радиостанция, и один из самых
посещаемых в России мультимедийных порталов.
И стало нам понятно, что в быстро меняющемся технологичном
мире именно в этом направлении и необходимо работать газетчикам, беря опыт у
таких всероссийских проектов. Мы это, в общем-то, и сами давно знали. Вот и
работаем, развивая сайт, странички в социальных сетях.
Впрочем, возвращаясь к дискуссии на сцене актового зала
ЮЗГУ: «Ни один блогер, – уверил собравшихся Алексей Волин, – никогда не заменит
журналиста, как не заменят его компьютерные программы и роботы». Прежде всего
из-за самоцензуры, из-за необходимости соблюдать законы – в том числе и
нравственные. Поэтому, по мнению замминистра, тем, кто хочет овладевать умами
тысяч и миллионов, нужно учиться профессионально, нужно стремиться к карьерному
росту.
Ну а традиционным СМИ, конечно, нужно торить свои
собственные дороги в интернете. Здесь, конечно, важна одна штука, о чем, в
частности, и говорил представитель «Комсомолки»: людям нужна искренность, они с
удовольствием будут реагировать не только на сиюминутное, максимально
оперативное (что уже является стандартом), но – не казенное, а близкое, личное,
человеческое. Вот об этих тонкостях шла речь уже на одной из площадок форума –
на мастер-классе директора по защите корпоративной информации «Яндекс.ОФД»
Александра Бражникова. Но вот это уже дела отраслевые, широкой общественности
они вряд ли интересны.
Юрий Козлов,
Светлана Беседина
|