Что сегодня для человека являет собой наибольшую ценность?
Вероятно, у каждого, что называется, своя жемчужина, свое представление об
истинном достоянии. Но любого клада можно лишиться в один момент. Единственное
сокровище, которым можно гордиться и не прятать в сейф – это образование: его у
тебя никто не сможет ни отнять, ни украсть. Обладатель его – действительно
богатый человек.
Но если образование – богатство, то применение его, по
мнению ученых мужей, – совершенство. Как и чему учат детей в современных
общеобразовательных и дошкольных организациях, на что нацелено сегодня главное
внимание педагогов? Об этих и других задачах нынешнего обучения мы беседуем с
начальником управления образования района Натальей Сучкиной.
– Наталья Николаевна, говоря о современном образовании,
нельзя не акцентировать внимание на том, что оно «испытывает потребности в
инновациях»…
– Они пришли в школу одновременно с новым законом «Об образовании»,
который определяет общее образование как то пространство, где человек
воспитывается как член современного информационного общества. Поэтому на первое
место вышли информационно-коммуникационные технологии, без которых сегодня не
обходится практически ни один урок. Инновации в жизни школы – это, прежде
всего, новые подходы к проведению урока: распределение времени, формы работы с
классом, планирование поэтапного усложнения заданий…
Нельзя застывать на месте, нужно идти в ногу с жизнью. В
своем майском указе 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах
развития Российской Федерации» президент страны определил конкретную цель: к
2024 году вывести Россию в мировые лидеры по качеству общего и
профессионального образования. Национальный проект «Образование» направлен на
достижение главным образом двух ключевых задач. Во-первых, это обеспечение
глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в
число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Во-вторых, – воспитание гармонично развитой и социально
ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов нашей
страны, исторических и национально-культурных традиций. Для реализации целей и
задач национального проекта «Образование» утверждены 10 федеральных и
аналогичных региональных проектов.
– Альберт Эйнштейн, который известен не только как
выдающийся физик, но и философ, гуманист, почетный член Академии наук СССР,
говорил, что он не учит своих учеников, а только пытается «обеспечить им
условия, в которых они могут учиться». Подобная теория в какой-то мере
применима к образованию в современной школе?
– Мы стараемся и учить, и создавать условия для обучения. В
июне нынешнего года Министерством просвещения объявлены федеральные конкурсы на
2020 год в рамках нацпроекта. В основе – решение следующих задач улучшения
качества образования: обновление содержания и технологий преподавания
общеобразовательных программ, вовлечение всех участников системы образования в
ее развитие, обновление материально-технической базы и переподготовка
педагогических кадров.
Наш район активно включился в реализацию поставленной цели.
Подготовлены документы и направлены заявки в областной комитет образования на
участие в проектах «Современная школа», «Цифровая образовательная среда»,
«Успех каждого ребенка». Определен перечень образовательных организаций, в
которых будет обновлена материально-техническая база, создан центр образования
цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста», который как раз и нацелен на
создание условий для внедрения новых методов обучения и воспитания на уровнях
начального, основного и среднего общего образования, на создание таких
образовательных технологий, которые помогали бы обучающимся осваивать основные
и дополнительные программы различного профиля.
Хочу подчеркнуть, что в современной школе учиться нелегко,
но очень интересно. И на уровне федеральной, региональной и районной власти
оказывается всяческая поддержка. А мы в свою очередь стараемся оснастить
общеобразовательные учреждения всем необходимым в соответствии с требованиями
федеральных проектов. Причем каждый из них сориентирован на целый комплекс мер.
– Например?
– В частности, проект «Цифровая образовательная среда»
предполагает оснащение школ интернетом высокого качества, создание цифровой
образовательной платформы – это опора как самим ученикам, так и педагогам на
всех ступенях образования, да и родителям тоже. На базе городской школы № 5
планируем создать агломерацию, в которой с 2020 года будет организована работа
мобильного технопарка «Кванториум».
В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» в Доме
детского творчества и детско-юношеской спортивной школе будут созданы новые
места для дополнительного образования детей, обновлена материально-техническая
база для занятий физкультурой и спортом.
– Бесспорно, главная задача любого учебного заведения –
качество образования. Совершенно ясно, что творческий, новаторский или, как
сегодня модно говорить, креативный подход к обучению в современной школе должен
опираться на хорошую материальную базу. В противном случае возникнут сложности
с реализацией тех важных проектов, о которых мы говорим сегодня. Вот Вы,
Наталья Николаевна, довольны тем, как подготовлены в нашем районе школы к
новому учебному году?
– Да. Я лично убедилась в этом, поскольку побывала в каждой
образовательной организации во время ее подготовки. В нашем районе на
сегодняшний день функционируют 13 базовых общеобразовательных школ, 16
филиалов, 11 дошкольных образовательных учреждений и два учреждения
дополнительного образования детей. В районе 2768 обучающихся, из которых 44
процента занимаются в сельских школах.
Что касается условий: повсеместно занятия идут в одну смену,
все школьные пищеблоки соответствуют нормативам. Для детей из малообеспеченных
семей организовано двухразовое бесплатное питание. На школьных маршрутах
работает 9 единиц автотранспорта, который соответствует всем правилам
организованной перевозки детей.
Понятно, что мы должны готовить для страны не только умных,
талантливых, но и здоровых молодых людей. Поэтому очень важно создать в
общеобразовательных организациях такие условия, в которых бы наши ребята
развивались и в интеллектуальном, и в физическом плане, чтобы им здесь было
интересно, радостно. В рамках реализации национального проекта «Успех каждого
ребенка» выполнен капитальный ремонт спортивного зала в Малогнеушевском филиале
Куйбышевской средней школы. В самой базовой школе меняем все оконные блоки. В
Ивановской средней школе ремонтировали кровлю и фасад. Ремонт таких больших
зданий – это, я бы сказала, достижение, поскольку в него вложены большие
средства из областного и районного бюджетов. Да и вообще все наши
общеобразовательные учреждения подготовлены отлично. Заходишь в начальные
классы – просто сказка. В этом, конечно, немалая заслуга и родителей тех детей,
которые теперь здесь занимаются.
Учебники, учебные пособия и оборудование приобретены на
сумму более 9 миллионов рублей! Такого никогда не было. Появилась возможность
приобретать целые учебные кабинеты. Учителя работают по нескольким программам –
у них есть право выбрать именно ту, которая, на их взгляд, будет наиболее
эффективной и интересной для восприятия ребенка.
– Решение о выборе – именно за учителем?
– Конечно, его мнение очень важно. Но прежде, разумеется,
проводятся методические объединения, мониторинги. Проходят всероссийские
проверочные работы, начиная с четвертого класса. Качество и выбор конкретной
программы определяется по результатам того, как дети выполняют те или иные
задания, выявляется уровень их подготовки.
Важную роль играет тесное сотрудничество учителей начальных
классов с воспитателями дошкольных образовательных учреждений, которые
полностью укомплектованы педагогическими кадрами. Дети приходят в школу уже
пишущими и читающими. Центр развития ребенка – городской детсад № 5 – является
стажировочной площадкой Курского института развития образования по апробации
парциальной программы (неотъемлемой составляющей становления личности)
духовно-нравственной культуры «Мир – прекрасное творение».
Материально-техническая база дошкольных образовательных учреждений улучшается и
пополняется с каждым годом. На улучшение предметно-развивающей среды только в
прошлом учебном году выделено около 700 тысяч рублей.
– Вы сделали акцент на том, что дошкольные учреждения
укомплектованы кадрами. А общеобразовательные?
– На недавней августовской конференции мы чествовали 11
молодых педагогов, которые теперь уже работают в городских и сельских школах.
Это выпускники Рыльского социально-педагогического колледжа. Мы благодарны
педагогическому коллективу этого учебного заведения за подготовку хороших
кадров и для общеобразовательных, и для дошкольных организаций.
Дефицит учителей в школах появился только с введением
второго иностранного языка.
– Какой еще иностранный язык, кроме английского, теперь
будут изучать в школе?
– По выбору: французский или немецкий.
– О китайском речь пока не идет?
– В наших школах – нет, из–за отсутствия преподавателей.
Иностранный язык дети начинают изучать уже со второго класса и в перспективе он
будет обязательным при сдаче ЕГЭ – также, как сегодня русский язык и
литература.
– То есть, если выпускник школы не выдержит экзамен по
английскому или немецкому, он не получит аттестат?
– Именно так. Сегодня это достаточно актуально. Границы
общения с иностранцами расширены. Наша молодежь часто бывает за рубежом – в
туристических поездках, проходит стажировку во время учебы в вузе… Кстати,
многие дети с удовольствием изучают иностранный язык. И вообще хочу заострить
внимание на том, что в наших и городских, и сельских школах ребята получают
хорошие знания. Об этом свидетельствуют, в частности, те р е з у л ь т а т ы ,
которые они показывают на районных и областных олимпиадах, их спортивные
достижения, победы в творческих конкурсах разного уровня.
Мы видим, как стремительно меняется мир вокруг нас. Другие
дети, иные технологии обучения и воспитания. Сегодня важны паритетные
взаимодействия, которые выстраиваются между учителем и учеником при проведении
учебного диалога, их совместная деятельность, направленная на решение учебных
задач. Уникальна возможность, когда во время дискуссии ученик может выступать в
роли помощника учителя, консультанта своих одноклассников. Ведь он, получающий
знания, в то же время приобретает и некий опыт. Учитель, намеренно создавая на
уроке проблемную ситуацию на основе столкновения двух мнений (скажем, я полагаю
так. А ты?) дает возможность ученику проявить себя. И он пытается рассуждать,
сравнивать, доказывать. Если возвращаться к сказанному Эйнштейном, то это тоже
создание условий, в которых человек учится. Прежде всего – мыслить. А
одновременно постигает и культуру спора. Так что от учителя в немалой степени
зависит будущее ребенка, выбор его жизненной дороги.
– Как вы считаете: труд учителя сегодня оценен по
достоинству?
– Безусловно! Средняя зарплата в общеобразовательных
организациях составляет почти 28 тысяч рублей. Остались и стимулирующие
выплаты. Победы на профессиональных конкурсах предполагают определенную
надбавку к окладу в течение года. Так что нелегкий труд учителя в настоящее
время действительно оценивается по достоинству. И, конечно, это стимулирует
педагогов к покорению новых творческих вершин.
Анна Белунова
|