Четверг, 21.11.2024, 15:58
Газета Рыльского района Курской области «Районные будни»

Здравствуйте, Гость | Вход | Регистрация

Главная » 2019 » Сентябрь » 13 » Наши интервью: Истинное сокровище – хорошее образование
Стратегия президента [114] Рыльские вести [950]
Губернские вести [489] Вести «РБ» [93]
Актуально [203] К сведению [550]
Было-стало [17] Эксклюзив [13]
Финпросвет [31] 100 лет районке [8]

08:56
Наши интервью: Истинное сокровище – хорошее образование

Что сегодня для человека являет собой наибольшую ценность? Вероятно, у каждого, что называется, своя жемчужина, свое представление об истинном достоянии. Но любого клада можно лишиться в один момент. Единственное сокровище, которым можно гордиться и не прятать в сейф – это образование: его у тебя никто не сможет ни отнять, ни украсть. Обладатель его – действительно богатый человек.

Но если образование – богатство, то применение его, по мнению ученых мужей, – совершенство. Как и чему учат детей в современных общеобразовательных и дошкольных организациях, на что нацелено сегодня главное внимание педагогов? Об этих и других задачах нынешнего обучения мы беседуем с начальником управления образования района Натальей Сучкиной.

– Наталья Николаевна, говоря о современном образовании, нельзя не акцентировать внимание на том, что оно «испытывает потребности в инновациях»…

– Они пришли в школу одновременно с новым законом «Об образовании», который определяет общее образование как то пространство, где человек воспитывается как член современного информационного общества. Поэтому на первое место вышли информационно-коммуникационные технологии, без которых сегодня не обходится практически ни один урок. Инновации в жизни школы – это, прежде всего, новые подходы к проведению урока: распределение времени, формы работы с классом, планирование поэтапного усложнения заданий…

Нельзя застывать на месте, нужно идти в ногу с жизнью. В своем майском указе 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации» президент страны определил конкретную цель: к 2024 году вывести Россию в мировые лидеры по качеству общего и профессионального образования. Национальный проект «Образование» направлен на достижение главным образом двух ключевых задач. Во-первых, это обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Во-вторых, – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов нашей страны, исторических и национально-культурных традиций. Для реализации целей и задач национального проекта «Образование» утверждены 10 федеральных и аналогичных региональных проектов.

– Альберт Эйнштейн, который известен не только как выдающийся физик, но и философ, гуманист, почетный член Академии наук СССР, говорил, что он не учит своих учеников, а только пытается «обеспечить им условия, в которых они могут учиться». Подобная теория в какой-то мере применима к образованию в современной школе?

– Мы стараемся и учить, и создавать условия для обучения. В июне нынешнего года Министерством просвещения объявлены федеральные конкурсы на 2020 год в рамках нацпроекта. В основе – решение следующих задач улучшения качества образования: обновление содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ, вовлечение всех участников системы образования в ее развитие, обновление материально-технической базы и переподготовка педагогических кадров.

Наш район активно включился в реализацию поставленной цели. Подготовлены документы и направлены заявки в областной комитет образования на участие в проектах «Современная школа», «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребенка». Определен перечень образовательных организаций, в которых будет обновлена материально-техническая база, создан центр образования цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста», который как раз и нацелен на создание условий для внедрения новых методов обучения и воспитания на уровнях начального, основного и среднего общего образования, на создание таких образовательных технологий, которые помогали бы обучающимся осваивать основные и дополнительные программы различного профиля.

Хочу подчеркнуть, что в современной школе учиться нелегко, но очень интересно. И на уровне федеральной, региональной и районной власти оказывается всяческая поддержка. А мы в свою очередь стараемся оснастить общеобразовательные учреждения всем необходимым в соответствии с требованиями федеральных проектов. Причем каждый из них сориентирован на целый комплекс мер.

– Например?

– В частности, проект «Цифровая образовательная среда» предполагает оснащение школ интернетом высокого качества, создание цифровой образовательной платформы – это опора как самим ученикам, так и педагогам на всех ступенях образования, да и родителям тоже. На базе городской школы № 5 планируем создать агломерацию, в которой с 2020 года будет организована работа мобильного технопарка «Кванториум».

В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» в Доме детского творчества и детско-юношеской спортивной школе будут созданы новые места для дополнительного образования детей, обновлена материально-техническая база для занятий физкультурой и спортом.

– Бесспорно, главная задача любого учебного заведения – качество образования. Совершенно ясно, что творческий, новаторский или, как сегодня модно говорить, креативный подход к обучению в современной школе должен опираться на хорошую материальную базу. В противном случае возникнут сложности с реализацией тех важных проектов, о которых мы говорим сегодня. Вот Вы, Наталья Николаевна, довольны тем, как подготовлены в нашем районе школы к новому учебному году?

– Да. Я лично убедилась в этом, поскольку побывала в каждой образовательной организации во время ее подготовки. В нашем районе на сегодняшний день функционируют 13 базовых общеобразовательных школ, 16 филиалов, 11 дошкольных образовательных учреждений и два учреждения дополнительного образования детей. В районе 2768 обучающихся, из которых 44 процента занимаются в сельских школах.

Что касается условий: повсеместно занятия идут в одну смену, все школьные пищеблоки соответствуют нормативам. Для детей из малообеспеченных семей организовано двухразовое бесплатное питание. На школьных маршрутах работает 9 единиц автотранспорта, который соответствует всем правилам организованной перевозки детей.

Понятно, что мы должны готовить для страны не только умных, талантливых, но и здоровых молодых людей. Поэтому очень важно создать в общеобразовательных организациях такие условия, в которых бы наши ребята развивались и в интеллектуальном, и в физическом плане, чтобы им здесь было интересно, радостно. В рамках реализации национального проекта «Успех каждого ребенка» выполнен капитальный ремонт спортивного зала в Малогнеушевском филиале Куйбышевской средней школы. В самой базовой школе меняем все оконные блоки. В Ивановской средней школе ремонтировали кровлю и фасад. Ремонт таких больших зданий – это, я бы сказала, достижение, поскольку в него вложены большие средства из областного и районного бюджетов. Да и вообще все наши общеобразовательные учреждения подготовлены отлично. Заходишь в начальные классы – просто сказка. В этом, конечно, немалая заслуга и родителей тех детей, которые теперь здесь занимаются.

Учебники, учебные пособия и оборудование приобретены на сумму более 9 миллионов рублей! Такого никогда не было. Появилась возможность приобретать целые учебные кабинеты. Учителя работают по нескольким программам – у них есть право выбрать именно ту, которая, на их взгляд, будет наиболее эффективной и интересной для восприятия ребенка.

– Решение о выборе – именно за учителем?

– Конечно, его мнение очень важно. Но прежде, разумеется, проводятся методические объединения, мониторинги. Проходят всероссийские проверочные работы, начиная с четвертого класса. Качество и выбор конкретной программы определяется по результатам того, как дети выполняют те или иные задания, выявляется уровень их подготовки.

Важную роль играет тесное сотрудничество учителей начальных классов с воспитателями дошкольных образовательных учреждений, которые полностью укомплектованы педагогическими кадрами. Дети приходят в школу уже пишущими и читающими. Центр развития ребенка – городской детсад № 5 – является стажировочной площадкой Курского института развития образования по апробации парциальной программы (неотъемлемой составляющей становления личности) духовно-нравственной культуры «Мир – прекрасное творение». Материально-техническая база дошкольных образовательных учреждений улучшается и пополняется с каждым годом. На улучшение предметно-развивающей среды только в прошлом учебном году выделено около 700 тысяч рублей.

– Вы сделали акцент на том, что дошкольные учреждения укомплектованы кадрами. А общеобразовательные?

– На недавней августовской конференции мы чествовали 11 молодых педагогов, которые теперь уже работают в городских и сельских школах. Это выпускники Рыльского социально-педагогического колледжа. Мы благодарны педагогическому коллективу этого учебного заведения за подготовку хороших кадров и для общеобразовательных, и для дошкольных организаций.

Дефицит учителей в школах появился только с введением второго иностранного языка.

– Какой еще иностранный язык, кроме английского, теперь будут изучать в школе?

– По выбору: французский или немецкий.

– О китайском речь пока не идет?

– В наших школах – нет, из–за отсутствия преподавателей. Иностранный язык дети начинают изучать уже со второго класса и в перспективе он будет обязательным при сдаче ЕГЭ – также, как сегодня русский язык и литература. 

– То есть, если выпускник школы не выдержит экзамен по английскому или немецкому, он не получит аттестат?

– Именно так. Сегодня это достаточно актуально. Границы общения с иностранцами расширены. Наша молодежь часто бывает за рубежом – в туристических поездках, проходит стажировку во время учебы в вузе… Кстати, многие дети с удовольствием изучают иностранный язык. И вообще хочу заострить внимание на том, что в наших и городских, и сельских школах ребята получают хорошие знания. Об этом свидетельствуют, в частности, те р е з у л ь т а т ы , которые они показывают на районных и областных олимпиадах, их спортивные достижения, победы в творческих конкурсах разного уровня.

Мы видим, как стремительно меняется мир вокруг нас. Другие дети, иные технологии обучения и воспитания. Сегодня важны паритетные взаимодействия, которые выстраиваются между учителем и учеником при проведении учебного диалога, их совместная деятельность, направленная на решение учебных задач. Уникальна возможность, когда во время дискуссии ученик может выступать в роли помощника учителя, консультанта своих одноклассников. Ведь он, получающий знания, в то же время приобретает и некий опыт. Учитель, намеренно создавая на уроке проблемную ситуацию на основе столкновения двух мнений (скажем, я полагаю так. А ты?) дает возможность ученику проявить себя. И он пытается рассуждать, сравнивать, доказывать. Если возвращаться к сказанному Эйнштейном, то это тоже создание условий, в которых человек учится. Прежде всего – мыслить. А одновременно постигает и культуру спора. Так что от учителя в немалой степени зависит будущее ребенка, выбор его жизненной дороги.

– Как вы считаете: труд учителя сегодня оценен по достоинству?

– Безусловно! Средняя зарплата в общеобразовательных организациях составляет почти 28 тысяч рублей. Остались и стимулирующие выплаты. Победы на профессиональных конкурсах предполагают определенную надбавку к окладу в течение года. Так что нелегкий труд учителя в настоящее время действительно оценивается по достоинству. И, конечно, это стимулирует педагогов к покорению новых творческих вершин.

Анна Белунова

 

Рыльские вести | Просмотров: 273 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: