В последние несколько лет здравоохранение претерпевает
множество изменений, модернизируется, ну и, конечно же, активно развивается.
Всё это направлено исключительно на получение населением доступной и
качественной медицинской помощи. Нелегко в этот период приходится руководителям
лечебных учреждений, ведь под их началом проходят кардинальные и безвозвратные
изменения в этой сфере, к тому же именно они находятся в непосредственной
близости к населению. Накануне профессионального праздника на вопросы
корреспондента «РБ» Светланы Бесединой ответил главный врач ОБУЗ «Рыльская ЦРБ»
Игорь Соболев.
– Игорь Александрович, несколько лет назад учреждение,
которым вы руководите, из муниципального перешло в областное подчинение. Как
это сказалось на работе в целом?
– Однозначно мне ответить сложно, поскольку, когда мы были в
подчинении муниципальном, я был заместителем главного врача. Но преимущество,
на мой взгляд, состоит в том, что в комитете здравоохранения работают люди,
непосредственно связанные с медициной. Они видят всё изнутри, знают слабые
звенья, могут проводить анализ деятельности учреждения в сравнении.
– Еще с 2011 года в области активно реализуется целевая
программа «Модернизация здравоохранения». Что изменилось в работе районной
больницы?
– Конечно, это стало для нас хорошим подспорьем, ведь
обновлено и приобретено только рентгенологического оборудования на 25 миллионов
рублей. Это и цифровой флюорограф (с его помощью теперь есть возможность сразу
же передавать спорные снимки в областные учреждения), новый рентген-аппарат и
маммограф, без которых невозможно существование современной медицины. Часть
средств пошла на покупку инфузоматов, аппарата искусственной вентиляции легких
для новорожденных, кроме того, мы провели капитальный ремонт поликлиники. На
тот момент это было не просто важно, а первостепенно, к тому же дало хороший
толчок для дальнейшего развития.
С января 2015 года в полном объеме функционирует
травматологический центр второго уровня. Только за прошлый год здесь проведено
более двадцати операций блокируемого интрамедуллярного остеосинтеза трубчатых
костей с использованием «С-дуги» и около десяти лапароскопических операций на
органах брюшной полости. Совсем недавно это было доступно только в областных
медицинских учреждениях.
Кроме того, у нас сегодня работает кабинет рентгеновской
компьютерной томографии, где только за прошлый год было проведено 500
КТ-исследований различный органов и тканей. Совершенствуется оказание
медицинской помощи пациентам с острым инфарктом миокарда в виде дорогостоящей
тромболитической терапии, которая проводилась раньше в региональном сосудистом
центре Курска.
– Всё же, возвращаясь к модернизации, не могу не спросить о
том, какие изменения произошли для пациентов? Что нужно сделать, и как
правильно поступить, чтобы попасть на прием к врачу?
– Поликлиника перешла на новый уровень медицинского
обслуживания, так называемую работу персонала в единой
информационно-аналитической системе. Она делает работу врача удобнее, а сервис
для пациентов – доступнее. В ней работает электронная регистратура, где
осуществляется дистанционная запись на прием и оформляется электронная
медицинская карта. В будущем нас ожидают электронные рецепты, листки
нетрудоспособности.
Сегодня в поликлинике организована запись на прием к врачу
через портал госуслуг, установлен инфомат для этих же целей, также в
регистратуре функционирует многоканальный телефон, работающий сразу на четыре
точки.
– Игорь Александрович, скажу честно: по-прежнему часто
наблюдается скопление людей у кабинетов. Бывает, тут же возникают споры и
разногласия по поводу очереди. Это, как мне кажется, вносит определенный
дисбаланс, в том числе и в работу врачей. Можно ли, по-вашему, найти решение
этой проблемы?
– Сейчас определенный хаос, конечно, есть, но с каждым днем
его все меньше. В талоне на посещение врача указано время, и весь медицинский
персонал получил четкое указание – вести прием в соответствии с ним. Но многое
здесь зависит и от людей. Зачастую неразбериху вносят жители соседних районов,
которые получают талоны (при условии их наличия) без времени, и их врачи должны
принимать последними. Или же, например, пациент записан на 11 часов 30 минут, а
приходит к восьми утра.
Мы стараемся максимально разграничивать потоки пациентов:
дети – в одно время, диспансеризация – в другое, профосмотр – третье и так
далее. Но здесь же, помимо названого человеческого фактора, вступает проблема
дефицита кадров. К примеру, педиатры, которых вызывают в комнату здорового
ребенка. Врач уходит, время сбивается, снова начинается неразбериха. Но нет у
нас их в достаточном количестве, чтобы свободно выделить ставку в этот кабинет.
И похожие ситуации почти со всеми врачами в нашей поликлинике.
– Еще один вопрос, волнующий, пожалуй, всех родителей нашего
района – это медицинские осмотры детей. Несколько лет назад они стали
проводиться в поликлинике, мамам приходится отпрашиваться на работе, что
вызывает некоторые трудности. Опять же, очереди... шум... гам...
недовольство...
– Мы работаем в соответствии с приказом министерства
здравоохранения «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских
осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период
обучения в них», который регламентирует, что проходить они должны в медицинских
организациях, имеющих лицензию на виды медицинской деятельности. Ребенок должен
приходить с родителем, оформляющим добровольное согласие на медицинское
вмешательство. За несколько дней до осмотра выдается уведомление, где четко
написано, какие врачи будут осматривать и какие анализы придется сдавать. И еще
– родители должны знать о проблемах, выявленных у ребенка.
Каждый должен понимать, что все эти действия направлены на
то, чтобы восстановить и повысить здоровье нации. И, конечно же, начинать нужно
с детей. Бывает, что в процессе таких осмотров у ребенка находят патологии, о
которых родители даже и не подозревали.
Сейчас этот вопрос обсуждению уже не подлежит. Я считаю, что
работа у нас поставлена в этом плане неплохо. Вот представьте, в районе пять
тысяч детей, все они ежегодно должны проходить медосмотр, в месяц получается
около пятисот. Плюс еще и документация, ведь информация на каждого ребенка
заносится в систему мониторинга министерства здравоохранения.
Сейчас мы выделили дни, в которые вынуждены вызывать по 60,
а то и 80 человек. Но при этом предупреждаем, чтобы детей приводили к разному
времени – к 8.30, к 9.00, к 9.30. А на деле получается так, что все идут с
утра, стараясь пройти пораньше. И тут начинается суматоха, хотя обычно к половине
двенадцатого осмотр заканчивается.
Поймите, если не выделять эти дни, то родителям придется
записываться ко всем врачам в установленном порядке, и процесс может затянуться
на два– три дня. Или же в процентах семидесяти они просто не будут этого
делать, а потом начнутся проблемы – группа здоровья не определена, ограничены
занятия спортом, сдача норм ГТО окажется под угрозой – и всё это к окончанию
школы. Так что каждый сознательный и ответственный родитель обязательно должен
ежегодно приводить на осмотры своих детей.
– Игорь Александрович, насколько я понимаю, наш разговор
сводится к дефициту кадров в районном здравоохранении? Что сегодня может помочь
Вам как руководителю справиться с этой сложной ситуацией?
– На мой взгляд, это главная проблема, ведь за последнее
время к нам на работу не пришел ни один новый специалист, держимся на том, что
есть. Но рано или поздно наступит тот день, когда этим людям придется уйти, и,
конечно, это будет крах. Я со своей стороны стараюсь привлечь молодежь, ведь
они учатся, проходят у нас практику. Мы разговариваем, пытаемся уговорить, но
они всё равно остаются в областном центре. Хотя объемы наших работ позволяют
получать достойную зарплату, даже вопросы о компенсации за жилье мы готовы
рассматривать, ведь ведомственного у нас нет.
– А как же программа «Земский доктор»?
– Она действует только для сельской местности.
– Кстати, о ФАПах. Насколько они укомплектованы, в том числе
и кадрами?
– На территории района есть 26 фельдшерско-акушерских
пунктов, нет работников в Яньковском, Звягинском и Щекинском. Люди уволились, а
на их место никто не хочет приходить. Да и те, кто работают, в основном,
пенсионеры, которых тоже порой приходится уговаривать остаться. Вы поймите,
если нет в селе ФАПа, это не значит, что там нет медицинской помощи.
Экстренную, неотложную оказывает «скорая». Все сёла охвачены, нужно только
позвонить «03» или «112». Опять-таки, населенные пункты поделены на участки,
которые закреплены за тем или иным врачом. В соответствии с графиком ведется
выездная работа терапевтов и педиатров. Кроме того, раз в год к нам из области
приезжает мобильный комплекс, который мы отправляем в первую очередь на
периферию. Здесь желающие могут пройти и диспансеризацию, и профосмотры, ведь
сейчас основное направление медицины – это профилактическая работа. Государство
предоставляет возможность бесплатно сдать кровь или же сделать флюорографию,
тем более что ехать никуда не надо. С каждым годом количество желающих растет,
но не так, как нам бы этого хотелось.
– Давайте в нашем разговоре коснемся еще и вопроса врачебной
этики. Часто ли Вы получаете, так сказать, жалобы от пациентов на грубое
отношение медицинского персонала?
– Бывает. Но вы же понимаете, что это субъективно, доказать
или опровергнуть тот или иной факт достаточно сложно. Но тем не менее, каждое
обращение очень подробно рассматривается нами на врачебных планерках,
конференциях, этим вопросам у нас отводится очень большой блок работы. Когда
узнаем о таких случаях, сразу же, по горячим следам проводим служебную проверку
и при необходимости принимаем меры управленческого характера к виновным, если
таковые выявляются.
– Но кроме поликлиники, в больнице есть большой стационар со
своими проблемами, которые тоже необходимо решать. Помнится мне, были времена,
когда пациентам приходилось покупать не только лекарства, но даже шприцы и
капельницы. Как сейчас с этим обстоят дела?
– Я вам скажу так: сейчас проблем как таковых нет, все
необходимые препараты у нас есть, закупаем мы их за счет средств ОМС. Тут надо
отметить, что лечение проводится в рамках стандартов оказания медицинской
помощи, где четко прописано, какие лекарственные средства использовать при том
или ином заболевании. Врачам запрещено заставлять пациентов покупать какие-либо
препараты, исключением является лишь индивидуальная непереносимость того или
иного средства. Ежемесячно мы проводим анкетирование, где примерно с лета
прошлого года пациенты отмечают, что не приобретают ничего. Но если такой факт
установлен, то врач несет ответственность, в том числе и за неисполнение
стандартов.
Хочу отметить и то, что в сравнении с прошлым годом
значительно улучшилось питание пациентов стационара.
– Очень важным и актуальным сегодня является обеспечение
безопасности посетителей и пациентов, ведь ежедневно на территории и в здании
находятся сотни человек?
– Безусловно, этот вопрос держим на постоянном контроле. Вот
в прошлом году установили пропускной режим в стационар, теперь туда можно
попасть только по документу, удостоверяющему личность. Также ограничили доступ
посетителей, теперь к пациенту могут попасть только один или два близких
родственника. К заведующим отделениями тоже без специального пропуска, по
собственной инициативе не пройти. Ведется наружное и внутреннее
видеонаблюдение.
– Недавно, проходя мимо детского отделения, обратила
внимание на то, что в нем идет ремонт. Это какие-то плановые работы?
– Сами понимаете, что со временем здания ветшают и нуждаются
в реставрации. Так как деньги нам выделяются только целевые, большую часть
приходится делать своими силами за счет платных услуг. Сейчас уже полностью
отремонтировано отделение гнойной хирургии, за него взялись в первую очередь,
так как никаких работ в нем не проводилось, наверное, со дня открытия. В апреле
прошлого года полностью закончили ремонт инфекционного отделения, где больше
двадцати лет протекала крыша. Вот теперь подошла очередь детского, в нем работы
идут еще с октября. За счет средств областного бюджета мы сделали крышу,
поменяли окна и двери, всё остальное ремонтируем за собственные деньги. Палаты
уже готовы, поменяли сантехнику, линолеум, покрасили стены. Заканчиваем коридор
и пищеблок. Думаю, к концу месяца справимся. Кроме этого, в отделение закупили
новые кровати, тумбочки, постельное белье, водонагреватели.
Останавливаться на достигнутом мы не собираемся, впереди еще
много планов, ведь не все отделения еще приведены в порядок, к тому же
необходимо приобрести для лаборатории гематологический и глюкозный анализаторы,
электрокардиостимулятор, да и обычных стульев не мешало бы добавить.
– Масштаб проведенных работ впечатляет. Но всё же, на ваш
взгляд, можно ли сказать, что на сегодняшний день руководство такого большого и
жизненно необходимого учреждения, как Рыльская ЦРБ, решило актуальные проблемы?
– Конечно, нет, нам предстоит еще многое сделать. Но думаю,
что совместно с областным комитетом здравоохранения, мы сможем в перспективе
обеспечить жителей района качественной и доступной медицинской помощью.
Еще раз повторюсь, что главной проблемой на сегодняшний день
я считаю дефицит кадров. Тринадцать врачей имеют сертификаты смежных
специалистов, благодаря чему медицинская помощь населению становится более
доступной. Но отмечу еще и тот факт, что на фоне других районов мы выглядим
одними из лучших.
|