Обычно люди думают, что преступления случаются где-то вдали
от них, а именно с ними никогда и ничего подобного произойти не может.
«Районные будни» уже рассказывали о случаях мошенничества, произошедших в нашем
районе. Увы, данная тема по-прежнему актуальна.
Порой можно услышать, что по домам ходят люди,
представляющиеся сотрудниками пенсионного фонда, предлагают заключить договор
обязательного пенсионного страхования и подписать документ о переводе денежных
накоплений. Однако в отделении Пенсионного фонда РФ по Курской области нам
сообщили, что это агенты негосударственных пенсионных фондов – НПФ. Работники
пенсионного фонда России обслуживают граждан непосредственно в своих
учреждениях. Посещение ими частных домов или квартир исключено.
Договор следует подписывать только в случае, если вас
устраивает работа негосударственного пенсионного фонда. До того, как примите
решение о его заключении, не нужно предоставлять агенту НПФ свои документы –
паспорт, СНИЛС… Без необходимости не следует распространять свои персональные
данные и в других местах, так как имеют место случаи неправомерного перевода
пенсионных накоплений при оформлении кредита, покупке бытовой техники и так
далее.
Мошенничество как отдельный вид преступной деятельности
постоянно трансформируется и развивается. Как рассказал старший
оперуполномоченный уголовного розыска МО МВД России «Рыльский» Евгений Матюхин,
за первое полугодие зарегистрировано 16 преступлений, связанных с хищениями
денежных средств у граждан с использованием информационных технологий. В 2018
году их было вдвое меньше. При этом, если общий ущерб, причинённый гражданам
при совершении бесконтактных краж и мошенничества в прошлом году составил 800
тысяч, то за истекший период текущего года общая сумма ущерба уже превысила 1
миллион 200 тысяч рублей.
Следует учесть, что при общении с гражданами, злоумышленники
используют специальную терминологию и разговорники с шаблонами формулировок и
вариантами типовых ответов на возможные вопросы.
Приведём некоторые примеры. Рылянке Ф. позвонили неизвестные
лица, представившиеся сотрудниками банка, и предложили заключить кредитный
договор. Затем под предлогом оплаты пошлин, банковской комиссии, работы курьера
убедили перевести значительную сумму денежных средств на банковский счёт.
Разумеется, никакого кредита женщина не получила, а мошенники распорядились ее
денежными средствами по своему усмотрению.
Не следует хранить банковские карты вместе с ПИН-кодами.
Рыляне Л. и Ж. пренебрегли этим правилом. В результате хищения их карт
злоумышленники получили возможность беспрепятственно обналичивать денежные
средства.
Ещё трое потерпевших на одном из популярных сайтов продавали
принадлежащую им недвижимость. Звонившие «покупатели» сообщили им, что готовы
внести предоплату на банковский счёт продавца. Для этого они в каждом из
случаев убедили свою жертву вставить в банкомат карточку и по телефону указали,
что нужно сделать для получения перевода. На деле были выведены все денежные
средства, находившиеся на счетах граждан.
Рылянка Ш. через интернет оплатила покупку мобильного
телефона, однако товар ей доставлен не был. Следствием установлено, что интернет-магазин
был создан специально для обмана покупателей.
Ещё двое потерпевших – покупатели биологически активных
добавок. Поверили звонившим злоумышленникам, представившимся сотрудниками
следственного комитета, которые, якобы, задержали преступную группу,
распространяющую опасные для жизни и здоровья БАДы. Они сообщили, что рылянам
полагается компенсация за причинённый моральный вред и под предлогом оплаты
госпошлин, услуг адвоката, банковской комиссии убедили их перевести на
предлагаемый банковский счёт денежные средства в сумме около полумиллиона
рублей. Счёт был открыт на подставное лицо, а деньги попали к мошенникам.
По данным отдела уголовного розыска, в текущем году жители
нашего района больше всего пострадали от преступников, выдававших себя за сотрудников
банков. Они сообщали по телефону держателям банковских карт (иногда даже
обращаясь к ним по имени) о попытках несанкционированных списаний денежных
средств с их счетов. Под предлогом восстановления работы карты и её защиты
просили назвать пароль. В результате имели доступ к деньгам.
Иногда людей вводят в заблуждение звонками с телефонов,
начинающихся с цифр «495» и «499» – якобы, московского региона. Чтобы не
попасться на удочку мошенников, никогда и никому не сообщайте сведения о
паролях из поступивших СМС. Для поступления денежных средств на счет банковской
карты от другого лица не нужно вставлять её в банкомат, достаточно просто
сообщить номер карты. При оплате покупок или услуг не стоит переводить денежные
средства незнакомым людям, если не уверены в них. Будьте бдительны, тогда никто
не сможет вас обмануть.
Людмила Шуманова
|