Сегодняшний наш рассказ – об участнике Курской битвы
выпускнике Рыльской школы №1 имени Шелехова Герое Советского Союза Юрии
Ткачевском. Основан он на личных воспоминаниях военного лётчика, опубликованных
в книге «Избранные труды».
Когда Юре было 13 лет, семья Ткачевских жила в городе Ливны.
Однажды в окрестностях города совершил вынужденную посадку учебный самолёт. Это
неординарное событие предопределило выбор профессии закадычных дружков Юры
Ткачевского и Саши Зубкова, бегавших каждый день смотреть на чудо техники.
Каждый из них проколол себе указательный палец и на листе бумаги кровью они
поклялись стать лётчиками.
Юрию удалось сдержать своё слово и стать в ноябре 1939 года
курсантом Харьковского военного авиационного училища. Друга в авиацию не взяли
по состоянию здоровья, он поступил в танковое училище и стал танкистом.
Александр погиб в первые дни Великой Отечественной войны, защищая Родину от
фашистов.
В наградных материалах главного управления кадров
Министерства обороны Советского Союза значится, что Юрий Матвеевич в 1940 году
по ускоренной программе обучения окончил военное училище и за годы войны с
фашистскими захватчиками совершил 98 успешных боевых вылетов на разведку важных
объектов противника.
Сам Ткачевский в мемуарах так вспоминает период сражений на
Огненной дуге:
«Потерпев сокрушительное поражение зимой 1942-1943 годов под
Сталинградом, командование немецко-фашистских войск стремилось к реваншу. С
этой целью оно стало усиленно готовиться к захвату Курска.
Наша эскадрилья базировалась на полевом аэродроме в ста
километрах восточнее Харькова. В основном мы осуществляли авиационную разведку
в секторе Харьков-Белгород.
В конце июня 1943 года истребительная авиация противника
значительно активизировалась. Мы несли большие потери. Тогда и было принято
решение выделить экипаж одного самолёта-разведчика для полётов под прикрытием
эскадрильи истребителей. Выбор пал на экипаж в составе Юрия Моргунова, меня и
стрелка-радиста Петра Петрова.
Мы совершили до десяти вылетов. Артиллерия противника
свирепствовала, однако нам удалось обнаружить немало важных для разведки
объектов, в том числе штаб значительного танкового соединения, впоследствии
разгромленного тяжёлой авиацией. Зафиксировали мы и несколько железнодорожных
эшелонов с военной техникой на подходе к Харькову.
Соотношение наших вооружённых сил и сил противника было
таковым: с нашей стороны к битве были готовы 1 300 тысяч солдат и офицеров,
3000 танков, 3430 самолётов, 20000 орудий и миномётов, что составляло 26
процентов от общей численности войск нашей страны.
На стороне противника было 200 тысяч солдат и офицеров, 2700
танков, из них 500 тяжёлых танков «тигр», «пантера» и самоходных орудий
«фердинанд» (у нас тогда тяжёлых танков не было), 10 тысяч орудий и миномётов.
В конце июня 1943 года наша авиация совершила четыре
массовых налёта на аэродромы противника, уничтожив при этом 500 самолётов. Мы
потеряли 200 самолётов.
5 июля 1943 года на рассвете наш экипаж перебросили на
аэродром самолётами-штурмовиками. Мы должны были отыскивать танковые колонны
противника, переправы через Северный Донец и иные цели, сообщать о них
командованию штурмовой и бомбардировочной авиации, а затем определять
результаты их боевой деятельности. Радостно было фиксировать разгромленные
колонны мотопехоты и танков, аэродромы со сгоревшими самолётами и иные
уничтоженные или повреждённые военные объекты противника.
Особенно важно было отслеживать подход танковых частей
противника к Прохоровке, под которой 12 июля 1943 года произошла самая
грандиозная танковая битва за всю вторую мировую войну. Фашисты бросили в бой
700 танков, с нашей стороны участвовало 800, в основном «Т-34» – лучшие среди
танков того времени. Немецкая армия была разгромлена, 400 их танков были
уничтожены.
В середине июля наш экипаж перебросили на аэродром Кубинка,
и мы осуществляли разведку на северном крае Курской битвы, которая завершилась
23 августа 1943 года.
4 февраля 1944 года мне и моему напарнику Юрию Моргунову
было присвоено звание Героя Советского Союза. Наш стрелок-радист Пётр Петров
погиб во время воздушного боя летом 1944 года.
Последний боевой вылет нашего полка был 8 мая 1945 года на
Прагу для определения путей подхода наших танков в этот город».
|