№52 / 29.06.2012 г.
Нелепая смерть оборвала жизнь 17-летнего рылянина
В редакцию «РБ» поступают звонки от наших активных
читателей, которых интересует реакция правоохранительных органов на довольно
неординарный случай, повлекший гибель молодого человека.
Говорят, что прибывший на место происшествия инженер ДРСУ
М.В.Клевцов запросил у водителя «КамАЗа» 5 тысяч рублей за то, чтобы убрать
машину с проезжей части, на что тот согласился, а за опрокинутый прицеп – в два
раза больше. У водителя таких денег не оказалось. Если это так, напрашивается
вопрос: что же побудило молодого руководителя, депутата городской Думы –
патриотизм (боязнь испортить асфальт) или хапужничество? Выходит, о морали всё
забыто. Чужая беда ни к чему, на первом плане – деньги. Думается, следствие
расставит точки над «i» вопреки рыльским кривотолкам.
А пока идет проверка. Тем не менее, прокурор района
А.А.Петров высказал в «Курской правде» свое видение ситуации. Редакция «РБ»
выполняет просьбу читателей и перепечатывает материал областной газеты.
Александра Харина хоронили как раз в День защиты детей.
Успенский собор, в котором отпевали Сашу, был переполнен людьми, пришедшими
проститься с ним, – друзьями, ровесниками, педагогами и просто горожанами – в
маленьком Рыльске вести о радостных и печальных событиях разносятся быстро.
Неутолимая боль пронзала сердце настоятеля храма отца
Александра (Харина): разве мог он когда-нибудь даже на миг допустить мысль о
том, что в церкви, возрождению которой им отдано немало сил, будут отпевать его
юного сына?!
– Отец Александр вспоминал, как он чуть раньше сам ехал по
той дороге, где разбился Саша, посмотрел на лежавший на ней прицеп от «КамАЗа»
и ненароком обронил: «Почему его не убирают? Не дай Бог, какой-нибудь
мотоциклист разобьется». И теперь он корит себя за эти слова – будто приговорил
сына, – рассказывал мне уже после похорон Саши благочинный Рыльского церковного
округа отец Владимир (Ефремов). – Умом-то он понимает, что все в воле Божьей, а
душа страдает…
Гибель молодого человека взбудоражила и возмутила весь
город. Случившееся трактуется на разные лады, хотя в своем вопросе люди едины:
почему прицеп с дороги не убрали сразу – ждали беды? Беду, конечно, не ждал
никто, хотя в той ситуации, наверное, исключать ее не мог ни один
здравомыслящий человек.
На проходящей через Рыльск трассе с очень интенсивным
движением 24 мая опрокинулся груженный картошкой «КамАЗ» с прицепом,
двигавшийся в направлении Курска. Это произошло на непростом отрезке дороги –
там, где она идет на подъем, Рыльск вообще стоит на холмах. Сам «КамАЗ» подняли
сразу, а прицеп пролежал еще более четырех суток. Во втором часу ночи (со
свидания ехал парень) на своем скутере в этот прицеп и врезался 17-летний
Александр Харин. Как рассказал травматолог Рыльской ЦРБ Вячеслав Шнайдер, в
больницу Саша был доставлен с тяжелой открытой черепно-мозговой травмой.
Позднее молодой человек был отправлен в областную больницу, но спасти его все
равно не удалось…
На этом же отрезке дороги в те злополучные дни произошла еще
одна авария, во время которой повреждения получила машина «Жигули». По
счастливой случайности, жертв не было. Вечером 28 мая водитель опрокинувшегося
«КамАЗа» наконец «нашел возможность» перегрузить картофель, а пустой прицеп убрала
дорожная служба.
– Если бы не эта трагедия, прицеп бы еще долго являл собой
опасность?
Отвечая на мой вопрос, заместитель начальника ОМВД по
Рыльскому району Александр Кривошеев и начальник ОГИБДД Анатолий Сидоренко
заверяют, что ситуация на обозначенном отрезке дороги в целом особой опасности
не представляла.
– Как следует из объяснений дежурившего в тот день
инспектора ДПС Николая Леднева, опрокинувшийся «КамАЗ» изначально перекрыл все
три полосы движения, – рассказывает Александр Иванович. – У прицепа, легшего
набок, были оборваны прицепное устройство и передняя часть шасси. С самим
«КамАЗом» все решилось проще – его убрали быстро, а поставить на колеса прицеп
не представлялось возможным. И тогда было решено оттащить его ниже, чтобы
убрать с опасного участка трассы. Однако выехавший на место инженер Рыльского
ДРСУ Максим Клевцов запретил это делать, поскольку могло быть испорчено
дорогостоящее дорожное покрытие. Тем не менее, две полосы движения, ведущие
наверх, были освобождены, и машины могли свободно разъехаться.
Но на третьей полосе (на спуске) как раз было препятствие,
и, как рассказывали мне несколько водителей, объезжая прицеп, приходилось
выезжать на встречную полосу движения. Аварийные знаки должным образом
выставлены не были. А если учесть еще то обстоятельство, что ночью в городе
темно, опасность столкновения с прицепом тем более не исключалась. Правда, в
полиции категорически отвергают факт отсутствия аварийных знаков.
– Сотрудники ДПС поставили их, как и положено, с обеих
сторон, на расстоянии 30
метров, – подчеркивает Анатолий Валерьевич. – Что же
касается Александра Харина, то ранее уже проводилась профилактическая беседа с
его родителями, он дважды привлекался…
– За что?
– За управление мопедом без шлема и за то, что не достиг еще
определенного возраста – 16 лет. Скутеры – это вообще бич. Некоторые родители
сажают своих детей на них чуть ли не в десять лет, а потом столько аварий…
Да, это, конечно, проблема большая и важная, но отдельная. А
сегодня речь идет о конкретной трагедии. Саша Харин, как выясняется, управлял
скутером уже не первый год. В частности, и по этому участку дороги, пока на ней
лежал злополучный прицеп, он ездил все дни, благополучно объезжая препятствие.
Собственно, по словам сотрудников полиции, он объехал его и в ту страшную ночь,
но, возможно, его ослепила встречная машина, и он на спуске врезался в колесо
прицепа. Все это только предположения, которые, впрочем, нисколько не смягчают
жестокую реальность: оборвалась человеческая жизнь.
Каким запомнят Александра Харина хорошо знающие его люди?
– Его нельзя охарактеризовать однозначно, – считает Людмила
Коньшина, директор социально-педагогического колледжа, в котором учился Саша. –
Но он определенно был личностью. Будучи студентом физкультурного отделения,
конечно же, дружил со спортом, играл в футбольной команде города, занимался в
военно-патриотическом клубе. А погиб он по вине взрослых…
Взрослые, к сожалению, действительно, недооценили всю
опасность ситуации. Даже тогда, напомним, когда прозвенел первый звоночек – ДТП
с участием «Жигулей». У одних превалировала над всем боязнь испортить асфальт,
у других оказалось недостаточно полномочий, чтобы «надавить на частную
организацию», а в итоге все обернулось бедой. И сегодня, когда люди, от
которых, по большому счету, зависела безопасность этого участка дороги,
говорят, что они понимают, что произошла трагедия, и что, безусловно,
сопереживают, они, скорее, успокаивают себя и просто пытаются объяснить, что
конкретно их вины в этом нет. На этом как раз и акцентирует внимание Александр
Кривошеев:
– Здесь как таковой нашей вины нет: все, что могли, мы
сделали.
– Техника, которой можно было убрать прицеп, есть только у
дорожной службы?
– Как объяснил нам Максим Клевцов, даже в ДРСУ нет техники,
которая может поднять свыше 15 тонн.
– Сколько весил груженный картофелем прицеп?
– Тонн двадцать, наверное. Но это не оправдывает дорожников.
Они должны были убрать прицеп, однако категорически отказались, чтобы не
портить (как я уже говорил) дорожное полотно.
Неужели на тот момент ни у кого не оказалось достаточно
полномочий, чтобы решить проблему, не откладывая ее в долгий ящик и не создавая
тем самым ситуации, когда ответственны все сразу и в то же время не ясно, кто
конкретно?
– Молодого человека погубила халатность взрослых, – говорит
Андрей Разаев, исполнявший на тот момент обязанности главы Рыльского района. –
Я как только узнал о том, что опрокинулся «КамАЗ», сразу же позвонил
руководителям служб, прямо или косвенно отвечающих за безопасность дорожного
движения, спрашивал, не нужна ли помощь власти, а меня убеждали в том, что
прицеп не мешает дорожному движению. Считаю, что есть тут и наша вина:
передоверились. А, наверное, надо было жестче потребовать. Мы обратились в прокуратуру
района с просьбой провести необходимую проверку с целью выявления виновных в
этой трагедии лиц и принятия соответствующих мер прокурорского реагирования.
Мы тоже попросили прокурора Рыльского района Александра
Петрова высказать собственную точку зрения по поводу произошедшей трагедии:
– Причин гибели людей на дорогах, как правило, бывает
несколько. Одна из них – человеческая расхлябанность, неумение, а зачастую и
нежелание хорошо и качественно выполнять свою работу. Как известно, 24 мая 2012
года в 14 часов 15 минут сотрудниками ОГИБДД был установлен факт опрокидывания
«КамАЗа» (с последующим опрокидыванием прицепа) на улице Маяковского. В связи с
этим на место были приглашены ответственные лица, на которых и законом, и
должностными обязанностями возлагались полномочия по обеспечению безопасности
дорожного движения: сотрудники Рыльского ДРСУ и ОГИБДД.
Не могу не акцентировать внимание на том, что, к сожалению,
некоторые местные СМИ сделали поспешные выводы: в заметке без подписи и без
ссылок на компетентные источники они в случившейся трагедии обвинили местную
власть. Я как прокурор убежден, что в конкретном случае ни администрация
города, ни администрация района (которые, как мы привыкли, отвечают за все) не
имели ни малейшего отношения к выполнению действий, направленных на
освобождение проезжей части с интенсивным дорожным движением. Вообще, я считаю,
пока преждевременны не только обвинения, но, по меньшей мере, даже упоминание
каких-либо фамилий.
События развивались следующим образом: 28 мая в 1 час. 20
мин. в дежурную часть ОМВД по Рыльскому району поступило сообщение о том, что в
1 час. 15 мин. на улице Маяковского произошло ДТП, в результате которого
несовершеннолетний Александр Харин с телесными повреждениями был доставлен в
больницу. В последующем при выезде на место происшествия сотрудники полиции
увидели, что в ночное время этот молодой человек, не увидев находящейся помехи,
не смог предотвратить столкновение с лежащим на проезжей части дороги прицепом
– на своей, правой, стороне.
Заостряю внимание на том, что службы ОГИБДД и ДРСУ сразу же
по получении сигнала об опрокидывании транспортного средства обязаны были
принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения и устранению,
скажем так, инородного тела путем применения техники. То есть убрать с дороги
прицеп – прямая обязанность этих служб. Если это оказалось невозможным,
необходимо было, в первую очередь, оцепить данный участок, поставить
специальные аварийные знаки, которые, к сожалению, выставлены не были.
Единственный аварийный знак, засвидетельствованный потом при осмотре места
происшествия, выставил сам водитель перевернувшегося «КамАЗА» еще 24 мая, и
который в дневное время предупреждал об опасности. Подчеркиваю: никакого
специализированного, дополнительного ночного освещения, каких-либо маяков либо
специальных светящихся знаков (как это должно быть!) выставлено не было. Кроме
того, не было перекрыто движение – его можно было направить по улице 3-го
Интернационала.
В настоящее время в Рыльский МСО СУ СК России по Курской области
передан материал проверки по указанному факту для решения вопроса о наличии
либо отсутствии в действиях должностных лиц признаков состава преступления,
предусмотренного ст. 293 УК РФ – халатность.
В ходе проверки будут истребованы необходимые должностные
инструкции, изучены положения как о службе органов ОГИБДД, так и
непосредственно положения устава ООО «Рыльское дорожно-ремонтное строительное
управление». Словом, к выводам о том, кто виновен (и виновен ли), придет
следствие. И только по его окончании может встать вопрос о привлечении тех или
иных лиц к установленной законом ответственности.
Словом, притчей во языцех опять стал человеческий фактор.
Время (самый объективный суд), наверное, расставит все точки над i. Но
печально, что после трагедии никто из должностных лиц не пришел к родителям
Саши Харина лично (в местных газетах соболезнования были), не извинился, не
поддержал их морально, а они в этом сейчас очень нуждаются…
Анна Белунова
(«Курская правда» №69, 14 июня)
Оригинал на сайте газеты «Курская правда»:
http://www.kpravda.ru/article/society/020648/
|