№30 / 12.04.2013 г.
Бюджет Рыльского района спланирован на 2013 год и плановый
период 2014 и 2015 годов в конце прошлого года. Необходимо отметить, что он
всегда был дотационным более чем на 30 процентов.
В последние годы методика формирования бюджета предполагает
подушевое финансирование, т.е. расчет бюджетной обеспеченности на одного
жителя. И здесь усматривается парадокс. С одной стороны, наши жители, рожая
детей в Курчатове, Курске или других городах, регистрируют их по месту
рождения, тем самым, улучшая финансовое благополучие других муниципальных
образований. А вот за бюджетными услугами (детский сад, школа, больница) они
обращаются уже по месту жительства. В результате возникает ситуация: рождаемость
падает, а спрос на места в детских садах растет.
В то же время главой района Н.С.Носовым совместно с
управлением по образованию принимаются меры для открытия новых групп в детских
садах, проведения капитальных ремонтов в образовательных учреждениях. На всё
это требуются денежные средства.
Планируя бюджет района на 2013 год в соответствии с
Бюджетным кодексом, его основные параметры согласовываются с областным
комитетом финансов. В результате проведенной работы в бюджете района
предусмотрена средняя заработная плата: педагогическим работникам в детских
садах – 12344 рубля, в учреждениях дополнительного образования – 14775 рублей,
работникам культуры – 10672 рубля.
Учитывая большую инфраструктуру социальной сферы района и
потребность в расходах на ее содержание в сумме 323 миллиона рублей,
параметрами бюджета был согласован дефицит в размере 43 миллиона рублей.
Для сокращения дефицита и решения других задач, стоящих
перед администрацией района, проводится планомерная работа по увеличению
доходов бюджета. Совместно с федеральными структурами регулярно проводятся
заседания районной межведомственной комиссии по социально-экономическим
вопросам, на которых представители предприятий и организаций района,
индивидуальные предприниматели отчитываются о погашении задолженности в бюджет
и во внебюджетные фонды. К сожалению, некоторые руководители организаций и
индивидуальные предприниматели не иначе как безответственно относятся к своим
обязательствам, забывая, что платежи в бюджет и во внебюджетные фонды – это
содержание детских садов, школ, больницы; это – пенсии и пособия, выплаты по
больничным листам.
Хочу назвать тех руководителей и предпринимателей, которые
не только являются недоимщиками, но и регулярно игнорируют заседания комиссии:
А.П.Бессонов (ЗАО АФ «Благодатенская»); В.А.Мефед (ООО «Ремагротехника»);
В.Н.Клевцов (ООО «Рыльское ДРСУ»); С.В.Коростелев (МУП «Горводоканал»); ИП
И.В.Старостин; ИП З.Н.Тревогина; ИП И.В.Сидорова; ИП А.Ю.Берлов; ИП
В.С.Терещенко; ИП И.Ю.Селезова; ИП И.С.Коростелев и другие. Характерно, что и
сами вышеназванные граждане, члены их семей и коллективы в той или иной степени
пользуются услугами муниципальных учреждений.
Еще в апреле 2012 года для улучшения ситуации с
финансированием социальной сферы администрация района обратилась к Рыльской
городской Думе с просьбой установления ставок по земельному налогу
общеобразовательным и дошкольным учреждениям без повышения, выделив их в
отдельную категорию. Так как методикой формирования бюджета при установлении
дотаций расчеты берутся по предыдущему году, такое решение не ущемило бы
интересы городского бюджета. К сожалению, официальное обращение администрации
района осталось без ответа. Как понимать председателя городской Думы
В.Н.Клевцова – ведь это, по меньшей мере, недопустимо.
В то время как администрацией района принимаются все
возможные меры по открытию дополнительных групп в детских садах, изыскиваются
средства на обеспечение их мягким инвентарем, посудой, игрушками и т.д., со
стороны представительной власти города идет непонимание или нежелание понять,
насколько решение этих проблем важно для избирателей. Территории
образовательных учреждений большие, кадастровая стоимость земли в городе очень
высока (даже после переоценки) и увеличение расходов на земельный налог
значительно сокращает возможности образовательных учреждений на увеличение
заработной платы работникам, проведение ремонтов, обновление мебели и
оборудования, принятие превентивных мер безопасности и другие расходы.
Помимо того, по инициативе председателя городской Думы
В.Н.Клевцова тормозится рассмотрение неотложных вопросов жизнедеятельности
города – мотивируется это болезнью главы города. В результате значительно
усложняется работа городской администрации, что негативно сказывается и на
показателях района. Не красит соглашательская позиция и остальных депутатов,
многие из которых – опытные руководители. Трудно представить себе, что было бы,
если бы аналогичную позицию заняло Представительное собрание района или
областная Дума. Надо работать на созидание, но не на поиск политических врагов.
Несмотря на имеющиеся финансовые сложности, администрацией
района принимаются все возможные меры по стабилизации ситуации. Большую помощь
в решении этих вопросов оказывает Межрайонная ИФНС России № 1 по Курской области
(руководитель – И.И.Дорохова), помогающая работать с налогоплательщиками – как
действующими, так и потенциальными.
Говоря о финансовой ситуации в целом, кратко коснусь проблем
муниципальных образований, входящих в состав района. Общей проблемой, как
города, так и сельских поселений, является недостаток средств на развитие
территорий: строительство тротуаров, дорог и водопроводов, газификации
населенных пунктов. Остро стоит и проблема недостатка средств на повышение
заработной платы работникам сельских учреждений культуры.
Управление финансов администрации района старается оказывать
поселениям посильную помощь, в том числе методическую как в решении проблем
финансирования, так и в разработке нормативных актов, правильности составления
бюджетной отчетности.
Несмотря на это, поселения, самостоятельно исполняя бюджеты,
допускают нарушения. Так, по итогам работы за 2012 год за превышение норматива
на содержание органов управления бюджеты города Рыльска и Ивановского
сельсовета были оштрафованы на 93,3 и 350 тысяч рублей соответственно.
По состоянию на 1 января текущего года в Щекинском
сельсовете сложилась задолженность по заработной плате с начислениями в сумме
587,3 тысячи рублей. Несмотря на то, что в настоящее время за счет получения
авансовой дотации ситуация улучшилась, это лишь временный эффект. Уже на 1
апреля имеется текущая задолженность перед пенсионным фондом (123 тысячи
рублей) и в ближайшее время может потребоваться привлечение кредитных средств
на выплату заработной платы, не говоря уже о прочих расходах.
Сложная финансовая ситуация сложилась в одном из крупных
муниципальных образований – Ивановском сельсовете. В результате того, что
основной налогоплательщик – ФГБУ «Санаторий «Марьино» – предъявил требования о
возврате излишне перечисленных в 2012 году сумм земельного налога, к бюджету
Ивановского сельсовета предъявлен исполнительный лист на сумму более 27
миллионов рублей. В связи с тем, что средний годовой объем доходов этого
муниципального образования составляет около 16 миллионов рублей, возникшие
проблемы не позволят администрации сельсовета надлежащим образом исполнять свои
полномочия и обязательства, определенные 131-м федеральным законом. Каким
образом выходить из этой ситуации, пока непонятно.
В завершение хотелось бы отметить, что, несмотря на
имеющиеся финансовые сложности и высокий процент дефицита районного бюджета,
администрацией района принимаются все возможные меры, направленные на
выполнение социальных обязательств в полном объеме: своевременная выплата
заработной платы педагогическим работникам, сотрудникам детских дошкольных
учреждений, организаций сферы культуры, ремонт школ и детских садов,
предоставление на бесплатной основе земельных участков льготным категориям
граждан и т.д. Бюджет района по-прежнему остается социально ориентированным. И
обеспечение финансирования социальных программ в настоящее время является нашей
главной задачей.
С.Яковченко,
заместитель главы администрации района
|