№32 / 19.04.2013 г.
Кажется, еще совсем недавно на территории нашего района было
два профессиональных училища – одно в райцентре, другое – в Крупце. Новые времена
быстро расправились с крупецким СПТУ, теперь уже который год неясна судьба и
рыльского профессионального училища…
Проблема подготовки специалистов рабочих профессий стала
одним из поводов вернуться к судьбе многострадального бюджетного учреждения
начального профессионального образования, известного рылянам как
профессиональное училище №24. Учредителем и собственником имущества является
Курская область, полномочия от региона осуществляет комитет образования и науки
области. Изначально задача образовательного учреждения была более чем конкретной
и стратегически важной – готовить рабочих для промышленного и
сельскохозяйственного производства. 
Вообще-то, в октябре этого года исполняется 70 лет со дня
открытия Рыльского ремесленного училища, ставшего в последствии
профессионально-техническим училищем № 24. Все бы ничего, да в последние
несколько лет «учинили» образовательному учреждению нехилые испытания: то были
намерения «упразднить», то вообще закрыть, то отдать корпуса под школу...
Причин для подобного «полета» мыслей, наверняка, много. А так, зачем же
понапрасну «дергать» давно сложившийся, высокопрофессиональный коллектив под 60
человек? Ну что не хватает финансирования, это понятно. Потому что, как сказал
в нашей беседе заместитель директора училища А. Н. Шкулев, в последнее время
материально-техническая база не пополняется. Технику получали аж в конце 90-х.
Учебное оборудование пытаются обновить своими силами. Открыли компьютерный
класс, есть интернет, свой сайт. Но крайне мала ученическая аудитория: вместо
проектной цифры – 600 учащихся, сейчас обучаются около 50 человек. В целях
экономии средств решено сосредоточить будущих поваров– кондитеров и
трактористов-машинистов в одном месте, освободив тем самым один из корпусов.
Если продолжить тему причинно-следственной связи подготовки
специалистов рабочих профессий и востребованности их на рынке труда, то не грех
сказать и о том, что нынешнее поколение не очень-то озабочено «выучиться» на
тракториста или портного, слесаря или повара. Рабочей профессии, зачастую, даже
стыдятся. Мол, не престижно нынче у станка стоять или землю пахать. Как не
прискорбно говорить, но это плоды нынешнего воспитания молодых, «заточенных» на
«легкие» деньги, «крутые» авто и шикарные особняки, но никак не на напряженную
«черновую» работу, порой, без праздников и выходных. А ведь в основном именно
сельским труженикам, тем же механизаторам, дояркам, зоотехникам, слесарям,
кузнецам уготована миссия развивать сельское хозяйство, участвовать в
прогрессивном реформировании в рамках современных инновационных технологий и по
существу в большей степени влиять на экономику страны. И поэтому проблема
кадров – это уже проблема не одной отрасли. Это вопрос государственный, ибо,
как известно, 70 процентов территории Российской Федерации пока еще заселены
сельскими жителями. Конечно, чтобы общество развивалось гармонично, динамично в
экономическом и духовном плане, трудно будет обойтись без тех же юристов и
менеджеров.
Никто, разумеется, не возражает против классных, влюбленных
в свое дело представителей вышеупомянутых профессий. Но когда перебор... Это
уже ни в какие ворота не лезет. Как сказал в одном из интервью корреспонденту
«Сельской жизни» доктор экономических наук профессор М. А. Коробейников, именно
сейчас необходимо организовать подготовку специалистов, особенно массовых
профессий, способных работать на современной технике в условиях применения
новейших технологий в сельском хозяйстве. Для этого необходимо восстановить на
новой базе сельские профессионально-технические училища...
В ПУ-24 с прошлого учебного года перешли на новые
государственные образовательные стандарты начального профессионального
образования. В этой связи изменилась структура рабочего плана: сроки обучения
теперь сокращены с 3-х лет до 2, 5 лет. Претерпела изменения и методика
преподавания. Введено модульное обучение, предполагающее более детальное
изучение разделов учебного плана. В соответствии с подушевым финансированием и
контрольными циклами приема комитетом образования и науки области определено
училищу на 2013– 2014 учебный год набрать 15 человек по специальности
повар-кондитер и 10 человек по специальности тракторист-машинист. Насколько
известно, в новом Законе об образовании отсутствует понятие о начальном
профессиональном образовании. Видимо, в этой связи с 1 сентября текущего года в
ПУ-24 грядет реорганизация путем присоединения училища к Рыльскому аграрному
техникуму. Что из этого выйдет, сказать трудно.
– Сложно что-то прогнозировать, – говорит А.Н.Шкулев,
отдавший этому учебному заведению почти 40 лет. – У нас нет такого опыта работы.
Одного хотелось бы – чтобы значительно пополнился контингент учащихся,
максимально и эффективно использовалась материально-техническая база, чтобы
даже тот потенциал, который имеется, способствовал подготовке необходимых
сельскому хозяйству специалистов.
Создание новой модели образовательного учреждения по
подготовке специалистов массовых профессий назрело давно. Важно еще и то, чтобы
за бесконечными процессами реорганизации не утерять главного: смысла очередной
образовательной реформы. Поднять авторитет этих профессий, скорее всего,
придется и в материальном эквиваленте. Как бы в эйфории реорганизационных
процессов не растерять добротные корпуса с 20-ю кабинетами, лабораториями,
технической базой, общежитием, столовой... Что будет с этим всем? Не перейдет
ли все по отдельности в частные руки? А желающие выкупить, говорят, уже есть.
Л.Фролова
|