№16 / 26.02.2014 г.
Как мы уже сообщали в прошлом номере, на первой в нынешнем
году коммуникативной площадке «Районных будней» речь шла о жилищно-коммунальных
услугах, об их оплате. Единственной и главной целью этого разговора было
информирование жителей, в основном многоквартирных домов, об изменениях в
законодательстве, которые вызывают очень много вопросов и нареканий. Как любые
нововведения они порой в штыки встречаются населением, и мы, работники
редакции, вполне ощутили это на себе. Дня не проходит, чтобы не было звонка,
устного или письменного обращения, касающегося расчетов по общедомовым приборам
учета, работы управляющей компании, по тепловому режиму в жилом помещении.
Администрацией области, лично губернатором А.Н.Михайловым
достаточно большое внимание уделяется информационной работе по разъяснению всем
жителям региона основных положений реформы ЖКХ. Но, так или иначе, приходится
констатировать, что во многом сфера ЖКХ считается черной дырой именно потому,
что реформы не просты, нововведения зачастую непонятны, и потому информационная
работа должна вестись постоянно, а ответственные за предоставление этих услуг,
а также властные структуры должны сделать всё возможное для обеспечения и
законности, и справедливости. И еще: население должно привыкнуть к тому, что
оплачивать эти услуги необходимо, бесплатного сегодня ничего нет.
На разговор в редакцию пришли заместитель главы города
В.Н.Ковальчук, руководители управляющих компаний – ООО «Управдом»
А.Ю.Харитонова и ООО «Управляющая компания по ЖКУ» Г.Б.Михайлова, а также
главный инженер МУП «Горводоканал» В.А.Козин. Вели коммуникативную площадку и
передавали вопросы читателей газеты гостям заместитель главного редактора
Ю.Козлов и корреспондент Л.Шуманова.

ОДПУ – ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ
Первой и главной темой беседы стали общедомовые приборы
учета (ОДПУ). Почему именно собственники жилья должны оплачивать установку общедомовых
счетчиков расхода воды?
Еще больше возмущений вызвали счета за электричество в
подъездах и подвалах. Но начнем по порядку. Вопрос необходимости оплаты
населением за счетчики воды был адресован представителю «Горводоканала», но
первым слово попросил заместитель главы города.
В.Ковальчук: – Нам изначально нужно вопрос ставить
по-другому. Это не инициатива «Горводоканала», а требование законодательства.
Требования закона таковы: если до 1 июля 2013 года жильцы сами не установили
общедомовые приборы учета, то после этой даты эту обязанность выполняет
ресурсоснабжающая организация, но оплачивать всё равно должны собственники –
именно так говорится в законе. Поэтому «Горводоканал» выставляет населению
счета, при этом допускается разбивка на срок до пяти лет – если люди не могут
или не хотят платить сразу, но с процентами в соответствии со ставкой
рефинансирования. Так установлено законом, и от этого никуда не деться.
В.Козин: – Так же, как и электросети, «Горводоканал»
поставляет ресурс. Для многоквартирного дома предусмотрен счетчик на зоне
балансового разграничения, то есть на вводе. И уже дальше учетом воды, сбором
платежей занимаются управляющие компании или товарищества собственников жилья.
После первого июля прошлого года мы как подотчетная организация получили
указание – установить общедомовые приборы учета воды, что и было сделано в
течение месяца во всех домах, кроме тех, где это невозможно по техническим
причинам. При этом МУП «Горводоканал» понесло затраты, которые мы по закону
были обязаны переложить на жильцов. Также в законе указано, что расходы за
первую установку приборов учета несут собственники, а не управляющие компании.
Дальнейшие действия таковы. Управляющая компания должна заключить договор на
этот дом с ресурсоснабжающей организацией (в данном случае – с
«Горводоканалом»), дает список домов, организует учет, то есть ежемесячное
снятие показаний в один и тот же день. Дальше законодательство предусматривает
такой порядок расчетов: либо управляющая компания полностью берет на себя дом и
производит расчет с ресурсоснабжающей организацией, а дальше взимает деньги с потребителя.
Либо так, как сейчас работают с электросетями – в один день снимаются показания
общедомовых и поквартирных счетчиков, и разница между этими показаниями
снимается с жильцов согласно формуле №12 приложения №2 правил предоставления
коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных
домах и жилых домов, утвержденных постановлением правительства РФ от 06.05.2011
№354.
Корр.: – А если у кого-то нет квартирного прибора учета?
В.Козин: – Вопрос шире нужно ставить. У нас масса случаев,
особенно в Боровском, когда жильцы многоквартирных домов моют на улице ковры,
машины, поливают клумбы. Воду они не из квартир берут – множество имеется
«специалистов», которые выводят ее из труб, проходящих в подвалах. И вот
получается, что теперь все жильцы таких домов будут платить и за этих граждан. Ну,
или контролировать этот несанкционированный расход, не допускать его. Вполне
возможно, и в центре города, скорее всего, в основном так и будет, если нет
порывов, утечек, то разница между общедомовым и поквартирными счетчиками будет
равна нулю.
Корр.: – А как будет с теми домами, где нет возможности
установить приборы учета?
В.Козин: – Здесь сложнее. В законе прописано, что таким
домам нужно выставлять счета по нормативам. Но пока такое никто не применяет –
ни мы, ни электросети, пока так не работаем. Просто платежи по нормативам
гораздо выше, чем по приборам учета, поэтому жильцам придется переплачивать. Но
пока, повторюсь, мы на это не идем.
Корр.: – Насколько мы понимаем, с электричеством такая же
ситуация?
А.Харитонова: – Принцип одинаков, объем предоставленной
услуги, сумма оплаты рассчитываются по формулам постановления правительства
№354. Ничего сложного здесь нет, нужно только понять, что в любом случае
платить придется населению. Люди возмущаются, потому что это непривычно, но в
больших городах, где давным-давно управляющие компании платят и за лифты, и за
освещение, и за отопление мест общего пользования, люди привыкли – заплатили за
всё, никаких возмущений нет. Бывают, конечно, сложные ситуации, но они
возникают везде, и их везде решают. Что касается электричества, то с лета там,
где установлены общедомовые приборы учета, там люди уже платят по ним. Вопрос
острый, но он решится со временем. Суммы получаются небольшие, до ста рублей.
Корр.: – Так в том и проблема, в том и жалобы, что
получается гораздо больше, по нескольку сотен. Люди показывали нам такие
квитанции…
А.Харитонова: – Больше получается там, где нет контроля.
В.Ковальчук: – К сожалению, из-за недобросовестных
плательщиков иногда и такие суммы возникают. Кто-то недоплатил – раскидывают на
всех.
Корр.: – Если таково требование закона, то, исходя из
логики, можно же изыскать возможность проконтролировать поквартирные приборы
учета вместе с домовым, исключить возможность оплаты добросовестными плательщиками
долгов недобросовестных?
А.Харитонова: – Наша компания так и работает. Получается
максимум – 70–75 рублей с квартиры, и это в случае, когда квартира большая,
около 70 квадратных метров, и при этом электроосвещение в 5-этажном доме есть и
в подвалах, и в подъездах.
В.Ковальчук: – Хорошо, когда квартирные счетчики установлены
в подъездах, тогда удобно: представитель управляющей компании приходит и
переписывает показания в течение часа. В таких случаях, даже если есть
неплательщик, счета будут идти к нему, а его киловатты или кубометры не
разбрасываются на всех.
Корр.: – Управляющая компания своими силами проводит снятие
показаний приборов учета?
А.Харитонова: – Лично я с нашим специалистом каждый месяц в
дату снятия показаний общедомового прибора учета (договариваемся с электриками)
снимаем поквартирные показания. Сложней, когда счетчики расположены в
квартирах, но это, как правило, дома небольшие, и мы адаптировались:
созваниваемся, договариваемся, приходим в нерабочее время.
В.Ковальчук: – В таких домах хорошо бы создавать инициативные
группы из пенсионеров.
А.Харитонова: – Практикуется и такое. Бывает, что в доме
есть такой человек, как правило, действительно, пенсионер, который эту работу к
определенному часу проводит. Мы ведем реестры, выдаем их нашим добровольным
помощникам. Но, случается, и проверяем, потому что возникают порой и спорные
ситуации.
Корр.: – Вы делаете это по доброй воле или это тоже
требование закона?
А.Харитонова: – Мы делаем это по нашей инициативе, но это
необходимость. Потому что неоплаченная разница потом электриками выставляется
нам, а мы не имеем других источников дохода, из которых бы могли погашать эти
долги.
Корр.: – Известно, что многие не стали оплачивать квитанции
с крупными суммами…
А.Харитонова: – Да, люди отказываются платить, и это наша
проблема, мы ее решаем, для чего и проводим все эти мероприятия, о которых я
говорила.
В.Ковальчук: – Тут еще в том дело, что первые квитанции – в
октябре – там пошло накопление по два месяца между приборами учета и показаниями.
И если вы получили квитанции на большую сумму, с которой не согласны, то
платить вы все равно обязаны. Но назавтра нужно разобраться, были ли
неплательщики. Когда они заплатят, то будет произведен перерасчет и будет, как
получилось в некоторых рыльских домах, когда, оплатив один месяц (как бы
авансом), потом два-три месяца по общедомовым приборам учета не платили. Но что
касается неплательщиков, то итог может быть только один: исковое заявление на
них в суд, проигранное ими дело, необходимость выплатить не только сумму
задолженности, но и судебные издержки. Перед иском обязательно высылается
предупреждение. После трех месяцев задолженности электрики имеют право
отключить абонента, в таком случае к судебным издержкам добавится еще
необходимость компенсировать расходы на отключение и подключение. То есть лучше
всё-таки платить.
Корр.: – А вообще эти претензии предъявляются?
В.Козин: – Претензионная работа «Горводоканалом» проводится.
Составляется выборка должников, им направляются претензии. В случае их
невыполнения дело передается в суд, и уже мировой судья принимает решение о
взыскании задолженности. Так, только с начала текущего года нами направлено 57
претензий абонентам. Три – против злостных неплательщиков – рассматриваются в
суде.
Корр.: – Возникает еще недовольство (в основном у
льготников) по поводу несоответствия сроков снятия показаний с ОДПУ и
поквартирных.
В.Ковальчук: – Опять же, люди должны сами собраться и
решить, в какой день лучше снимать показания. Но когда система будет
выработана, то и проблема будет снята, главное чтобы платежи были регулярными,
не скачкообразными.
Корр.: – А как работа по сверке приборов учета общедомовых и
квартирных организована в ООО «Управляющая компания по ЖКУ»?
Г. Михайлова: – Выглядит это таким образом. На домах
установлены общедомовые приборы учета потребления электроэнергии, и когда
представители МРСК Центра снимают показания, они предупреждают нас. В домах
есть инициативные группы, которые присутствуют при снятии показаний этого
прибора. В этот же день они снимают показания всех индивидуальных приборов в
этом доме. В итоге получается, сколько реально потреблено местами общего
пользования, люди все согласны. Где получается большая разница между этими
показаниями – значит, либо кто-то не заплатил в этом месяце, либо кто-то
нечестным путем пользуется электроэнергией. Идет двойной контроль во время
снятия показания ОДПУ – на бумажном носителе и на фотоаппарат. У нас был такой
нюанс – не разобрали одну цифру и нашли только по фотодокументам.
Корр.: – Есть дома, где жильцы по два года не платят за
электроэнергию. Работаете с неплательщиками?
Г.Михайлова: – Конечно, как предписывает законодательство.
Сначала предупреждаем, высылаем претензию, если не отреагировал – обращаемся в
суд. По итогам прошлого года девять собственников жилья платят по решению суда.
«ЧЕХАРДА» С КВИТАНЦИЯМИ
В общем-то, по вопросам теплоснабжения многоквартирных домов
в нынешнем сезоне особых претензий не поступает. Но результатом двукратной
смены теплоснабжающей организации стали полученные рылянами квитанции, согласно
которым в начале сезона «ТСК» или «Квадра», а в конце года «Облжилкомхоз»
захотели взыскать с людей некую недоплату. Причем квитанции получили не только
«нормативщики», но и жильцы домов, оборудованных общедомовыми приборами учета
тепловой энергии, что совершенно непонятно. Эта тема и стала очередной в нашем
большом разговоре.
В.Ковальчук: – Теплоснабжающие организации, действительно,
имеют право раз в год делать перерасчет. Но почему были выставлены эти
квитанции на большую сумму в декабре, я не знаю, потому что не получил ответа
на эти вопросы. Почему «Облжилкомхоз» выставил счета домам, где есть приборы
учета, по нормативам – не понятно. Но мы с этим разбираемся. В любом случае,
любой человек имеет право обратиться в соответствующую компанию за
перерасчетом.
Корр.: – А почему создана такая ситуация, что у нас за один
сезон сменилось три теплоснабжающих организации?
В.Ковальчук: – Ссылаясь на большие затраты, «ТСК» ушла
осенью. Начало отопительного сезона было под угрозой срыва. Ни одна
теплоснабжающая организация не соглашалась предоставлять свои услуги в Рыльске.
Только благодаря непосредственной помощи областной администрации, лично
заместителя губернатора А.П.Дёмина, контролирующего вопросы ЖКХ, чтобы не
сорвать начало отопительного сезона, пришло ОГУП «Облжилкомхоз». Но и оно в
конце года отказалось сотрудничать с Рыльском из-за больших затрат, причина
которых в изношенности тепловых сетей, больших потерь. Мы объявили аукцион,
единственный участник которого и стал победителем – это компания «Тепло Плюс»
из Коренева.
Корр.: – Буквально за несколько минут до нашего сбора в
редакцию позвонила женщина, которую возмутил факт сложности платежа за тепло.
Дело в том, что, по ее словам, в Сбербанке берут большую комиссию.
В.Ковальчук: – Насколько мне известно, договор у этой
компании заключен со Сбербанком и с Мособлбанком, но в первом есть комиссионный
сбор, а у второго его нет. У гражданина есть право выбора – где платить.
А.Харитонова: – Люди вообще могут платить в любом банке, но
он возьмет три процента от суммы. А в Мособлбанке, действительно, есть договор,
и можно платить без комиссии.
В.Ковальчук: – Нужно принять во внимание еще опять же фактор
времени. Компания пришла к нам в январе, сейчас ведется активная работа по
оформлению договоров, по платежам. Глава города ведет тесную работу с этой
компанией, мы ищем варианты взаимопонимания. Возможно, на тепловом участке
будет кассир, который будет принимать оплату за отопление без всяких комиссий.
В любом случае, требуется время, чтобы всё это утряслось. Вряд ли это успокоит
наших льготников, которые стараются заплатить быстрее, чтобы получить
компенсацию. Но в любом случае эта работа ведется, всё отрегулируется.
Корр.: – Возвратимся к спорным квитанциям за декабрь 2013
года. К нам поступила информация, что «Облжилкомхоз», объясняет жильцам
многоквартирных домов, где есть общедомовой счетчик тепла, что если они не
будут платить по нормативу (то есть в два раза больше, чем платили обычно по
счетчику), то они будут воздействовать на управляющие компании.
Г.Михайлова: – Платежи за отопление производятся напрямую
через банк в теплоснабжающую компанию, с нами связи нет никакой. И по условиям
договора через управляющие компании они ничего взыскивать не могут.
В.Ковальчук: – «Облжилкомхоз» через администрацию города
запрашивает сведения о проживающих, чтобы предъявлять претензии неплательщикам,
то есть работа по взыскиванию задолженности ими уже проводится.
Корр.: – По спорным квитанциям за тепло за декабрь прошлого
года кто-то не платил, кто-то заплатил сумму, которую счел нужным заплатить, к
примеру, по предыдущему месяцу. Люди ждали квитанций по данным общедомового
счетчика, звонили в «Облжилкомхоз», но новые квитанции так и не пришли. Была
сорвана компенсация за тепло льготникам. Быть может, людям стоит обратиться в
жилищную инспекцию?
Г.Михайлова: – Что за перерасчет был, не понятно, ведь
принятые в прошлом году тарифы действительны до 1 июля нынешнего года. А в
жилинспекцию, действительно, обратиться нужно. Даже если начнутся судебные
разбирательства, у граждан будет на что опираться – на результаты проверки
инспекции.
О КАПРЕМОНТЕ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ
Последняя большая тема нашего разговора – капитальный ремонт
многоквартирных домов. Наша газета информировала читателей о том, что с апреля
нам придется платить еще и за это. Все подробности о тарифе, о том, какие дома
в первую очередь подпадают под капремонт, мы и постарались выяснить на
коммуникативной площадке.
В.Ковальчук: – Законодательством предусмотрено: необходимо
производить капитальный ремонт и необходимо за него платить. Причем выбора нам
никто не предлагает, законодатель однозначно говорит: платить всем, независимо
от того, когда был капитальный ремонт – в прошлом году или нет. И
неплательщикам грозят те же самые санкции, о которых мы уже говорили. А вот
каким образом и кому платить – это другой вопрос, есть разные пути. Можно
самостоятельно открыть расчетный счет в банке, накапливать на нем взносы
жильцов одного дома. А можно эти деньги накапливать на счету регионального
оператора. Решить это должны жильцы на общем собрании. Рыляне спрашивают: что
лучше? Я не могу говорить, что реально лучше. Только могу разъяснить, что если
есть люди, которые в вашем доме готовы управлять средствами, заказывать проектно-сметную
документацию, следить за ходом капитального ремонта, – то ваш способ первый. Но
в большинстве случаев, полагаю, людям удобнее работать с региональным
оператором – тогда все обязанности возлагаются на него. Причем мы не будем
платить за его содержание, законодательством закреплено: заработную плату его
сотрудники будут получать за счет средств областного бюджета, а деньги
населения будут идти на формирование фонда капитального ремонта жилых домов.
Корр.: – Какой же тариф? Изначально речь шла о сумме от 5
рублей 20 копеек до 6 рублей 40 копеек.
В.Ковальчук: – Да, еще пару месяцев назад речь шла о
дифференцированном тарифе, но сегодня, в соответствии с постановлением
администрации области, для всего региона на 2014 год установлен тариф – 6
рублей 20 копеек за один квадратный метр общей площади жилья. На будущий год –
6 рублей 60 копеек.
Корр.: – В какой стадии находится работа по выбору жильцами
многоквартирных домов способа накапливания средств на капремонт?
В.Ковальчук: – Эта работа уже ведется управляющими
компаниями в их домах, там проходят собрания, оформляются протоколы.
Подавляющее большинство выбирает регионального оператора.
Корр.: – Нам стало известно, что десять домов уже вошли в
программу капитального ремонта в этом году. Так это или нет?
В.Ковальчук: – Думаю, читателям газеты будет интересно, что
программа капитального ремонта сформирована, информация доступна в интернете, а
сегодня очень большая работа проводится и органами местного самоуправления,
администрацией города. Сейчас мы составляем план реализации программы на три
ближайших года. Там есть точное количество домов – их не десять, а порядка
восьми. К сожалению, у нас есть вопросы по формированию этого списка. Мы просим
пересмотреть некоторые объекты, потому что в списки попали некоторые достаточно
«старые» дома, но в них проводился буквально несколько лет назад капремонт.
Хотелось бы видеть в числе первоочередных те дома, которые реально в нем
нуждаются. Потому сейчас мы и решаем эти вопросы с региональным оператором, с
областным комитетом ЖКХ.
Корр.: – А сколько у нас всего многоквартирных домов?
В.Ковальчук: – Всего 228 многоквартирных домов. В программу
капитального ремонта попадают 166, программа разбита на тридцать лет, и все
дома стоят в определенном порядке, который определялся, исходя из технических
характеристик и года постройки. Но, к сожалению, не учтены некоторые факторы.
Например, есть дом №23 на улице Ладыгина, где расходятся плиты, там нельзя
откладывать, необходим срочный ремонт…
О РАЗНОМ
В процессе разговора было поднято несколько
незапланированных вопросов. Так, В.Н.Ковальчук сказал о необходимости выбора
способа управления многоквартирными домами. Сегодня закон требует, чтобы каждый
дом определился, выбирает он собственное управление, организует товарищество
собственников жилья либо управляющую компанию. И «неопределившиеся» дома у нас
в Рыльске есть. Если способ управления не будет выбран, то уже совсем скоро
администрация города в соответствии с законом будет путем аукциона определять
для таких домов управляющую компанию. И здесь от жильцов уже не будет зависеть,
нравится она им или нет. Мало того, в течение года они не смогут уйти в другую.
О порядке составления актов, к примеру, в случае холода в
квартире, рассказала Г.Б.Михайлова. Акт составляется в присутствии представителя
ресурсоснабжающей организации, для чего нужно ее (к примеру, в случае с
отоплением, тепловой участок) предупредить. Таким образом, составить акт тогда,
когда обратился собственник, не получается.
Что касается замеров температуры в квартире, то производятся
они на расстоянии одного метра от пола и от наружной стены дома, нормативная
температура при этом – 18 градусов. Для некоторых это мало, но необходимо
учитывать и такие факторы, как утепление окон, дверей. Гости редакции
рассказали, что бывают даже такие ситуации, когда приезжают замерять температуру,
а в квартире окна открыты…
А что касается аварийных ситуаций, то тут нелишне напомнить,
что в рабочее время сигналы принимают управляющие компании, но в любое время
можно обращаться по телефону «06». Эта диспетчерская служба вызывает дежурную
бригаду, которая и выезжает на место аварии.
Ну и, конечно, шла речь об экономии энергоресурсов. Ведь от
этого напрямую зависит баланс кошелька каждого из нас. А экономия – это и
утепление квартир, окон, дверей, подвалов, и использование энергосберегающих
ламп. Вовремя выключить свет в подъезде или возле него – тоже экономия.
В общем, ответить на вопрос, поставленный в заголовке, пока
непросто. Пока – потому что мы, потребители жилищно-коммунальных услуг,
действительно, ко многому не привыкли. Наши гости заверяли, что когда всё
войдет в нормальное русло, люди привыкнут и такого массового недовольства
проявляться уже не будет. Важно понимать, что зависит это от каждого из нас.
Сегодня закрывать глаза на нерадивого соседа, который пользуется «магнитиками»,
становится накладно для всех жильцов дома. А для того, чтобы после оплаты услуг
ЖКХ у нас оставалось больше денег на жизнь, нужно приучаться к экономии.
Важно понять и то, что игнорирование поступающих квитанций –
не выход из ситуации, а путь в тупик, где – нервотрепка и дополнительные
расходы. Своевременной оплаты услуг ЖКХ требует закон, а он, когда дело
касается денег, сами знаете, очень суров.
Вместе с тем, никто не отменяет права каждого бороться за
свои права, искать справедливости. Но, согласитесь, если мы все будем
добросовестно оплачивать счета, то и право предъявлять претензии у каждого
будет более весомым. Когда все оказываемые людям услуги будут налажены,
ресурсоснабжающие организации и управляющие компании будут в рамках закона,
добросовестно выполнять свои обязанности, а власти контролировать их работу и
реально стоять на защите интересов граждан, тогда и увидим свет в конце
тоннеля…
На снимках: В.А.Козин, А.Ю.Харитонова, Г.Б.Михайлова, В.Н.Ковальчук
|