№49 / 17.06.2015 г.
В наше капиталистическое время на первом плане – стремление
заработать большие деньги любым путем – даже на воздухе или просто на пустом
месте, путем всякого рода афер. Характерно, что аппетиты в мздоимстве растут,
да еще как. Только когда это делают какие-то одиночки – это понятно: шулера,
мошенники или бандиты. Другое дело, когда из-за прибыли и обогащения созданы и
узаконены структуры, призванные оказывать платные услуги, навязанные в свое время
автолюбителям. Теперь под видом убыточности тарифы, как правило, необоснованно
увеличивают, что вносит раздор в общество и недоверие и к власти, не иначе.
Судите сами. Даже в районном масштабе в текущем году как
никогда разразился скандал. Навязывание дополнительных услуг при обязательном
страховании автотранспортных средств породило массовые возмущения автолюбителей
по всей стране. Не иначе как путем сговора страховщики начали требовать
значительно увеличить тарифы, при том, что претензий к ним, касающихся
предоставления некачественных услуг, предостаточно, и накопились они от погони
за прибылью в ущерб клиентам.
Наш принципиальный читатель также в штыки встретил этот
произвол. Не занимая соглашательскую позицию, он не согласился с навязыванием
страховщиками дополнительных дорогих услуг, а настойчиво обращался в редакцию и
другие органы, бил справедливую тревогу и возмущался вслух.
Немало претензий высказывалось и в адрес местного филиала
«Росгосстраха» по поводу навязывания при покупке полиса ОСАГО так называемых
«дополнительных продуктов страхования». По словам автолюбителей, им предлагают
ждать месяц–полтора согласно очереди, притом никакой помощи и особых
рекомендацией. А вот тех, кому деваться некуда или сразу согласился оформить
страховку на кабальных условиях, тех встречают, консультируют, оказывают помощь
в ускоренном оформлении. Словом, принимают как своих. Всё это оказалось не
иначе как тщательно разработанным вымогательством, внедренным «верхушкой»
«Росгосстраха» и других компаний, которые давили на исполнителей на местах,
отбивая желание почему-то ждать дешевой цены за оформление.
Ситуация накалилась до предела. Центробанк ограничил
лицензию самого крупного страховщика ОСАГО – компании «Росгосстрах» – на
полгода. Поводом для этого легкого испуга стало неисполнение предписаний Банка
России. Кроме того, страховщик «наказан» за то, что при продаже полиса не
учитывался безаварийный стаж. На протяжении ряда лет компании пользуются не
собственной историей страхования автовладельца, а базой РСА. В результате
страховщик получал заведомо неверные данные на страхователя, якобы он ни разу
не страховался и полис продавался в ущерб клиенту, без соответствующего бонуса,
а значит – дороже. Все эти далеко не чистоплотные аферы страховщиков не в
пользу клиентов, от которых потоком шли жалобы на всех уровнях.
Казалось, наконец услышали, погрозили страховщикам
пальчиком, заявили, что, дескать, недопустимо сохранение негативной практики
при продаже полисов. Но наша общая беда – когда магнаты требуют госдотаций или
увеличения тарифов, а им охотно идут навстречу, веря их доводам об убыточности,
не подвергая аудиторским проверкам. Вот и страховщики при благоприятном
финансовом положении требовали и добивались значительного увеличения тарифов –
вначале на 20 с лихвой процентов, а затем еще на 40 с хитрым «коридором» на 20
процентов. Надеясь на то, что после увеличения страховщики перестанут
злоупотреблять, им поверили. Ну не детский ли лепет взрослых дядей?
Конечно, если бы не было такого количества жалоб, всё бы в
очередной раз прошло тихо. Если честно, то такое половинчатое предупреждение,
как получил «Росгосстрах», мало повлияет на недобросовестных страховщиков.
Практикой доказано: они абсолютно заинтересованы как можно меньше возмещать затраты
пострадавшим при аварии. Это каждый испытал. Вот поэтому всё чаще и чаще
«автогражданку» называют принудительной обдираловкой. В правовом государстве не
должно быть насилия под видом заботы. Хочу – страхуюсь, не хочу – все
последствия от аварии или несчастного случая буду нести сам. Вот такие
заявления возникли, прежде всего, из-за недобросовестного исполнения
обязанностей далеко не бедными страховщиками.
Некоторые из них подняли стоимость незаконных навязываемых
услуг с 1500 до 5 тысяч рублей, то есть практически до стоимости самого полиса.
И вымогательство продолжалось по всей стране, если бы не тормознули. А вот
денежка покупателя, полученная незаконным или мошенническим путем, плакала…
Но куда бы ни шло – наказали «Росгосстрах». Но там быстро
отреагировали и настолько расплакались и покаялись, что Центробанк
незамедлительно снял свои ограничения с этой страховой организации. Насколько
там сделали правильный вывод и оправдана ли такая лояльность, автолюбители
скоро оценят. Поэтому, поживем – увидим.
|