№82 / 09.10.2015 г.
Как уже сообщалось, журналисты – члены пресс-клуба «Чистая
энергия» в рамках пресс-тура «Ядерный щит России», посвященного 70-летию
атомной отрасли и Победы в Великой Отечественной войне, посетили российский
ядерный центр в городе Сарове Нижегородской области. Традиционным организатором
поездки выступили Курская АЭС и Курский областной союз журналистов.
В предыдущих заметках содержался рассказ автора о связях
местных атомщиков с журналистами и впечатлениях от переезда и посещения
закрытого города Сарова, технопарка, о музее ядерщиков и святых местах. В
программе пресс-тура были и культурные мероприятия. Сегодня речь пойдет о
святыне Нижегородчины – Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре,
расположенном в селе Дивеево Нижегородской области. Эта обитель почитается
поместными православными церквями как четвертый (после Иверии, Афона и
Киево-Печерской лавры) земной удел Пресвятой Богородицы.
А история Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского
монастыря такова. На протяжении полутора столетий создавалась обитель. Начался
монастырь с каменной Казанской церкви, построенной в 1773– 1780-х годах трудами
матушки Александры на том месте, где явилась ей Царица Небесная. По благословению
преподобного Серафима к храму были пристроены церкви Рождества Христова (1829
год) и Рождества Богородицы (1830 год).
В центре обители в 1865– 1875-х годах был возведен
пятипрестольный Троицкий собор. В линию с ним на рубеже ХIХ–ХХ веков поднялась
пятиярусная колокольня. По сторонам от Троицкого собора в конце ХIХ века были
построены игуменский корпус с домовым и трапезным храмом. А в начале ХХ века за
Троицким собором, чуть в стороне от него, воздвигнут Преображенский собор
(1907–1916 годы).
К началу ХХ века монастырь стал крупным иноческим
общежитием. В 1917 году в нем проживало 270 монахинь и 1474 послушницы, и это
при численности населения Дивеева 520 человек. В 1919 году монастырь был
зарегистрирован как трудовая артель и продолжал действовать. Однако, по словам
гида, не все сестры выдерживали уклад монашеской жизни, некоторые так
называемые кандидаты покидали обитель. Да и в наши дни, подтвердил нам
экскурсовод, не все остаются.
К сожалению, 21 сентября 1927 года монастырь был закрыт.
Затем в 1937 году быза закрыта Казанская церковь. Но и после закрытия на
праздник Казанской иконы в Дивеево съезжались с окрестных сел и деревень, шли
крестным ходом с большой Казанской иконой Божьей Матери, заходя с ней в дома
местных жителей. В 1947 и 1951 годах поступали прошения об открытии монастыря,
но они остались без внимания. В 1950 году у Казанской церкви были разрушены
верхние ярусы колокольни, купол и храмовая часть трапезной. Одной из дивеевских
сестер, доживших до восстановления обители, была монахиня Серафима, сохранившая
и передавшая монастырю некоторые вещи Серафима Саровского и святой благочинной
Параскевы Дивеевской.
Монастырский гид Вера Николаевна особо остановилась на
пророчестве преподобного Серафима о величии монастыря и о том, как все его заветы
постепенно сбываются.
Одна из главных здешних святынь, рассказала нам Вера
Николаевна, – святая канавка. 25 ноября 1825 года Богородица повелела Серафиму
основать мельничную общину, обнести это место канавой и валом. Копать канавку
должны были только сестры общины, а миряне могли помогать носить землю и
насыпать вал. Чтобы незабвенна была тропа, «по которой стопочки Царицы Небесной
прошли», батюшка Серафим в 1829 году благословил дивеевским сестрам копать
святую канавку. Он говорил: «Кто канавку с молитвой пройдет, да полтораста
«Богородиц» прочтет, тому всё тут – и Афон, и Иерусалим, и Киев».
Исполняя указания Царицы Небесной, Серафим приказал сестрам
вырыть канавку вдоль тропы, по которой прошла Богородица. Копать ее начал сам
отец Серафим 2 июня 1929 года, перед праздником Святой Троицы. Глубина канавки
и высота вала по замыслу должны были быть на три аршина – 215 сантиметров.
Работы длились до смерти преподобного батюшки Серафима и были закончены в 1833
году перед праздником Рождества Христова. Однако во многих местах канавка была
вырыта всего на 1–2 аршина – от 70 до 140 сантиметров. С 1842 года уход за
канавкой был прекращен, вал частично срыт, а через канавку сделаны мосты и
переходы. Часть засыпана, проложены коммуникации. Были введены запреты на
молитвы на святой канавке.
И только 1 января 1992 года возобновлена традиция, по
которой все сестры после вечерни начали обходить канавку с молитвой «Богородице
Дево, радуйся». А 10 августа 1993 года, после долгого перерыва по канавке
прошел крестный ход. В 1997 году администрацией Дивеева дано разрешение на
восстановление канавки, и 23 августа начались работы, которые были завершены в
2003 году – к 100-летию прославления Серафима Саровского. Тропинка, проходящая
по валу, была выложена плитами и обнесена кованой оградой. На следующий год
были установлены мраморные поклонные кресты, а на месте мельницы – деревянная
часовня.
В 2005 году была закрыта асфальтированная дорога,
проходившая через канавку, и работы по восстановлению продолжились. И только в
2011 году по святой канавке многотысячным крестным ходом был пронесен ковчег с
поясом Пресвятой Богородицы. Теперь по сложившейся традиции при погребении
плащаницы Божьей Матери по святой канавке проходит крестный ход. Накануне
монастырские сестры (а их в обители собралось более 400 человек разных
национальностей и всех специальностей) украшают живыми цветами всю территорию,
и это очень глаз радует.
Святые источники (а их в Дивееве несколько) тоже имеют свою
историю и ценность. Наиболее чистый, по словам гида, – дальний источник батюшки
Серафима около реки Саровки. Этот источник, явивший многие чудеса и исцеления
при жизни старца и после его кончины, был засыпан в советские годы. Затем
чудесным образом на реке Сатис на границе закрытой территории появился новый
источник, который засыпать не смогли. Построенную возле источника деревянную
часовню 1 августа 1993 года освятил патриарх Алексий II. В 2006 году были
построены три новые купальни. В июле же 2009 года была освящена новая часовня,
строительство ее велось два года.
Преподобный Серафим предсказывал, что в последующие времена
Дивеево, откуда начинается проповедь всемирного покаяния, «просветится паче
всех градов на свете». В 2003 году православной церковью и Российским
государством широко отмечалось столетие прославления Серафима Саровского, а в
2004 году – 250-летие со дня его рождения. В связи с этими торжествами большая
часть храмов и зданий монастыря была обновлена, а старинная Казанская церковь
восстановлена в прежнем виде. Святая канавка ныне устроена так, как велела сама
Царица Небесная преподобному Серафиму.
В храмах обители почивают мощи небесных покровителей:
преподобные Серафим Саровский, Александра, Марфа и Елена, благочинные
Дивеевские Пелагея, Параскева и Мария, преподобноисповедница Матрона.
В заключение экскурсии наш гид процитировала неустаревающие
слова прославленного православного писателя С.Нилуса, написанные в начале ХХ
века: «Святыня – это весь Диев и вся его святая любовь, которая прорывается,
бьет ключом из каждого уголка этого удивительного места». И действительно, эти
глубоко пророческие слова наяву подтверждаются после увиденного в
Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. На проходной встречала и
приветствовала нашу делегацию главная монахиня обители Мария. Ответив на ряд
вопросов журналистов, она представила нам своего гида.
Поразили чистота, ухоженность огромной территории и величие
строений. Повсюду – яркие насыщенные разновидности цветов, кустарников,
плодовых деревьев. Ухоженный сад с обилием сортовых яблок и груш. Радует глаз
особый вид обустройства святой канавки. В каждом уголке и на территории
занимаются свои делом монахини. Кроме создающих красоту и уют храмов, ухоженных
хозяйственных построек, – огромная стоянка для автотранспорта, гостевой дом для
паломников. Привлекают внимание ларьки с обилием церковной атрибутики,
буклетов.
Кстати, за пределами монастыря имеется тепличный комбинат и
подсобное хозяйство, которые обслуживаются здешними обитателями. Словом,
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь не только православный центр, но и
полноправный хозяйствующий субъект Дивеева.
Валентин Кецманов
|