Воскресенье, 20.07.2025, 14:14
Газета Рыльского района Курской области «Районные будни»

Здравствуйте, Гость | Вход | Регистрация

Главная » Статьи » Архив 2015

Заметки с пресс-тура «Чистая энергия»: Православные святыни Дивеева

№82 / 09.10.2015 г.

Как уже сообщалось, журналисты – члены пресс-клуба «Чистая энергия» в рамках пресс-тура «Ядерный щит России», посвященного 70-летию атомной отрасли и Победы в Великой Отечественной войне, посетили российский ядерный центр в городе Сарове Нижегородской области. Традиционным организатором поездки выступили Курская АЭС и Курский областной союз журналистов.

В предыдущих заметках содержался рассказ автора о связях местных атомщиков с журналистами и впечатлениях от переезда и посещения закрытого города Сарова, технопарка, о музее ядерщиков и святых местах. В программе пресс-тура были и культурные мероприятия. Сегодня речь пойдет о святыне Нижегородчины – Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре, расположенном в селе Дивеево Нижегородской области. Эта обитель почитается поместными православными церквями как четвертый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) земной удел Пресвятой Богородицы.

А история Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря такова. На протяжении полутора столетий создавалась обитель. Начался монастырь с каменной Казанской церкви, построенной в 1773– 1780-х годах трудами матушки Александры на том месте, где явилась ей Царица Небесная. По благословению преподобного Серафима к храму были пристроены церкви Рождества Христова (1829 год) и Рождества Богородицы (1830 год).

В центре обители в 1865– 1875-х годах был возведен пятипрестольный Троицкий собор. В линию с ним на рубеже ХIХ–ХХ веков поднялась пятиярусная колокольня. По сторонам от Троицкого собора в конце ХIХ века были построены игуменский корпус с домовым и трапезным храмом. А в начале ХХ века за Троицким собором, чуть в стороне от него, воздвигнут Преображенский собор (1907–1916 годы).

К началу ХХ века монастырь стал крупным иноческим общежитием. В 1917 году в нем проживало 270 монахинь и 1474 послушницы, и это при численности населения Дивеева 520 человек. В 1919 году монастырь был зарегистрирован как трудовая артель и продолжал действовать. Однако, по словам гида, не все сестры выдерживали уклад монашеской жизни, некоторые так называемые кандидаты покидали обитель. Да и в наши дни, подтвердил нам экскурсовод, не все остаются.

К сожалению, 21 сентября 1927 года монастырь был закрыт. Затем в 1937 году быза закрыта Казанская церковь. Но и после закрытия на праздник Казанской иконы в Дивеево съезжались с окрестных сел и деревень, шли крестным ходом с большой Казанской иконой Божьей Матери, заходя с ней в дома местных жителей. В 1947 и 1951 годах поступали прошения об открытии монастыря, но они остались без внимания. В 1950 году у Казанской церкви были разрушены верхние ярусы колокольни, купол и храмовая часть трапезной. Одной из дивеевских сестер, доживших до восстановления обители, была монахиня Серафима, сохранившая и передавшая монастырю некоторые вещи Серафима Саровского и святой благочинной Параскевы Дивеевской.

Монастырский гид Вера Николаевна особо остановилась на пророчестве преподобного Серафима о величии монастыря и о том, как все его заветы постепенно сбываются.

Одна из главных здешних святынь, рассказала нам Вера Николаевна, – святая канавка. 25 ноября 1825 года Богородица повелела Серафиму основать мельничную общину, обнести это место канавой и валом. Копать канавку должны были только сестры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал. Чтобы незабвенна была тропа, «по которой стопочки Царицы Небесной прошли», батюшка Серафим в 1829 году благословил дивеевским сестрам копать святую канавку. Он говорил: «Кто канавку с молитвой пройдет, да полтораста «Богородиц» прочтет, тому всё тут – и Афон, и Иерусалим, и Киев».

Исполняя указания Царицы Небесной, Серафим приказал сестрам вырыть канавку вдоль тропы, по которой прошла Богородица. Копать ее начал сам отец Серафим 2 июня 1929 года, перед праздником Святой Троицы. Глубина канавки и высота вала по замыслу должны были быть на три аршина – 215 сантиметров. Работы длились до смерти преподобного батюшки Серафима и были закончены в 1833 году перед праздником Рождества Христова. Однако во многих местах канавка была вырыта всего на 1–2 аршина – от 70 до 140 сантиметров. С 1842 года уход за канавкой был прекращен, вал частично срыт, а через канавку сделаны мосты и переходы. Часть засыпана, проложены коммуникации. Были введены запреты на молитвы на святой канавке.

И только 1 января 1992 года возобновлена традиция, по которой все сестры после вечерни начали обходить канавку с молитвой «Богородице Дево, радуйся». А 10 августа 1993 года, после долгого перерыва по канавке прошел крестный ход. В 1997 году администрацией Дивеева дано разрешение на восстановление канавки, и 23 августа начались работы, которые были завершены в 2003 году – к 100-летию прославления Серафима Саровского. Тропинка, проходящая по валу, была выложена плитами и обнесена кованой оградой. На следующий год были установлены мраморные поклонные кресты, а на месте мельницы – деревянная часовня.

В 2005 году была закрыта асфальтированная дорога, проходившая через канавку, и работы по восстановлению продолжились. И только в 2011 году по святой канавке многотысячным крестным ходом был пронесен ковчег с поясом Пресвятой Богородицы. Теперь по сложившейся традиции при погребении плащаницы Божьей Матери по святой канавке проходит крестный ход. Накануне монастырские сестры (а их в обители собралось более 400 человек разных национальностей и всех специальностей) украшают живыми цветами всю территорию, и это очень глаз радует.

Святые источники (а их в Дивееве несколько) тоже имеют свою историю и ценность. Наиболее чистый, по словам гида, – дальний источник батюшки Серафима около реки Саровки. Этот источник, явивший многие чудеса и исцеления при жизни старца и после его кончины, был засыпан в советские годы. Затем чудесным образом на реке Сатис на границе закрытой территории появился новый источник, который засыпать не смогли. Построенную возле источника деревянную часовню 1 августа 1993 года освятил патриарх Алексий II. В 2006 году были построены три новые купальни. В июле же 2009 года была освящена новая часовня, строительство ее велось два года.

Преподобный Серафим предсказывал, что в последующие времена Дивеево, откуда начинается проповедь всемирного покаяния, «просветится паче всех градов на свете». В 2003 году православной церковью и Российским государством широко отмечалось столетие прославления Серафима Саровского, а в 2004 году – 250-летие со дня его рождения. В связи с этими торжествами большая часть храмов и зданий монастыря была обновлена, а старинная Казанская церковь восстановлена в прежнем виде. Святая канавка ныне устроена так, как велела сама Царица Небесная преподобному Серафиму.

В храмах обители почивают мощи небесных покровителей: преподобные Серафим Саровский, Александра, Марфа и Елена, благочинные Дивеевские Пелагея, Параскева и Мария, преподобноисповедница Матрона.

В заключение экскурсии наш гид процитировала неустаревающие слова прославленного православного писателя С.Нилуса, написанные в начале ХХ века: «Святыня – это весь Диев и вся его святая любовь, которая прорывается, бьет ключом из каждого уголка этого удивительного места». И действительно, эти глубоко пророческие слова наяву подтверждаются после увиденного в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. На проходной встречала и приветствовала нашу делегацию главная монахиня обители Мария. Ответив на ряд вопросов журналистов, она представила нам своего гида.

Поразили чистота, ухоженность огромной территории и величие строений. Повсюду – яркие насыщенные разновидности цветов, кустарников, плодовых деревьев. Ухоженный сад с обилием сортовых яблок и груш. Радует глаз особый вид обустройства святой канавки. В каждом уголке и на территории занимаются свои делом монахини. Кроме создающих красоту и уют храмов, ухоженных хозяйственных построек, – огромная стоянка для автотранспорта, гостевой дом для паломников. Привлекают внимание ларьки с обилием церковной атрибутики, буклетов.

Кстати, за пределами монастыря имеется тепличный комбинат и подсобное хозяйство, которые обслуживаются здешними обитателями. Словом, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь не только православный центр, но и полноправный хозяйствующий субъект Дивеева.

Валентин Кецманов

 

Категория: Архив 2015 | Добавил: admin (12.10.2015)
Просмотров: 1047 | Рейтинг: 5.0/2

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: