С обсуждения именно этого вопроса начался в минувший четверг Всероссийский научно-практический семинар «Эффективные модели местной прессы: контент, дизайн, интернет-версия», организованный Фондом развития информационной политики совместно с аппаратом Полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе. Состоялось мероприятие, на которое был приглашен представитель нашего издания, в Москве, в одном из отелей гостиничного комплекса «Измайловский».
Открыла и вела семинар Светлана Колесник – президент Фонда развития информационной политики (ФРИП). Она сообщила о формирующихся тенденциях, ведущих печатные СМИ к неминуемому (не только по ее мнению) краху. Один из главных факторов – экономический: рекламодатель уходит из газет, сокращаются и будут сокращаться в дальнейшем дотации от государственных и муниципальных структур – все они переходят на другие, более эффективные площадки – электронные. Специалисты предсказывают, как сообщила Светлана Григорьевна, обвал доставки и, скорее всего, она вообще пропадет. В этих условиях выход один – плавный переход печатных СМИ в Интернет, где они должны и могут конкурировать с популярными ныне блогами. Об этом говорилось и в других выступлениях, но вначале слово было предоставлено профессору географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Леониду Смирнягину.
Почему первым выступающим был человек, в общем-то, от журналистики далекий? Да потому, что научный работник очень близок к регионам и смог дать рекомендации областным, районным, городским СМИ, каким образом сегодня они могут завоевывать авторитет читателя, который привык к телевизору и Интернету.
Леонид Викторович отметил, что имеет место навязывание властями центризма вместо «организации разнообразия» в регионах – притом, что различие между отдельными областями, краями, республиками, как правило, весьма велико. Вместе с тем велик рост регионального самосознания в России. Вот этот ресурс и необходимо использовать журналистам – им нужно не только поддерживать эти «местнические» тенденции, но и культивировать, даже формировать их, что должно положительно сказаться не только на репутации СМИ, но и на устройстве современного российского общества. Л.В.Смирнягин так и сказал: «Резкий крен в региональную тематику – ваш способ спасения».
Отвлекаясь от описания происходящего на семинаре, автор считает необходимым отметить тот факт, что все выступления, хоть и грешили порой излишней теоретизацией (а теория на слух, хоть и в сопровождении наглядного материала, согласитесь, воспринимается тяжеловато), тем не менее, были исключительно полезны. Даже с учетом того, что некоторые советы и рекомендации пока мало применимы в нынешних условиях к малой прессе, вне всякого сомнения, уже в ближайшие годы эти различия между «большими» и «маленькими» изданиями всё же будут исчезать.
Но вернемся к мероприятию. Руководитель региональных программ ФРИП Александр Кынев рассказал о тенденциях, складывающихся в региональной прессе. Его выступление в какой-то степени усугубило тот пессимизм в отношении печатных СМИ, который главенствовал в начале семинара. Правда, было отмечено, что в первую очередь «падут» федеральные газеты – сегодня они, конкурируя на одном информационном поле, уже не способны отвечать в полной мере запросам читателей, а, стало быть, оправдывать ожидания тех, кто тем или иным способом финансирует СМИ. Региональные же газеты, особенно муниципальные – районные, городские, – пока еще имеют достаточно благоприятные перспективы. И на то, чтобы помочь им «протянуть» как можно дольше, и был направлен семинар.
Теме «Тенденции развития региональной и местной прессы» было посвящено два выступления. Главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок» Владимир Касютин обозначил проблемы малой прессы. Здесь невысокий порой профессионализм журналистов, неумение грамотно определять запросы читательской аудитории, а уж что касается представительств местных изданий во Всемирной сети, то здесь отмечалось, что в большинстве своем таковые представляют собой жалкое зрелище. Владимир Леонидович конкретизировал прозвучавшие ранее тезисы о том, что читателю интересно то, что происходит в его регионе, – ему наиболее интересно то, что происходит с ним лично, с его близкими, знакомыми. И достижение компромисса между интересами большинства и каждого в частности – это одна из важнейших тенденций развития местной прессы.
Выступивший следом Андрей Мирошниченко как раз и назвал дату гибели печатных СМИ – 24 декабря 2037 года. Почему именно в этот день?
– Ну, с датой всё ясно, – сказал Андрей Александрович. – В этот день будет подписан в печать последний номер года, то есть редакции будет нужно выполнить свои обязательства перед подписчиками.
Что касается 2037 года, то это выступающий объяснил также достаточно просто. По его мнению, последнее поколение, приученное читать газеты, родилось в начале 80-х годов. Позже – уже поколение компьютеров, мобильных телефонов и прочих современных штучек (именуемых странным словом «гаджеты»), конкурировать с которыми невозможно.
Впрочем, почему невозможно? Сегодня, когда умами миллионов завладели отдельные авторы – блоггеры, – роль профессиональных журналистов сводится к оптимизации, структурированию всей этой разбросанной информации. И главное в этой схеме – интерактивная связь, тесная интеграция журналистов и читателей. И это, пожалуй, главная мысль, звучавшая практически во всех рекомендациях на семинаре.
А советов было множество. В первый день работы семинара выступили редактор отдела «Общество» газеты «Новые известия» Александр Колесниченко, рассказавший об оптимизации работы по сбору и подготовке новостных материалов. О вопросах авторского права при создании и использовании материалов в издании и на сайте говорил Федор Кравченко – директор Московского бюро коллегии юристов СМИ. «Графическая модель создания и эффективная подача информации. Формирование информационного пакета» – такова тема выступления редактора «Московской правды» Владимира Скоробогатько, а генеральный директор издательского дома «Книжное обозрение» Владимир Сергеев рассказал об использовании инфографики для повышения эффективности подачи материала и, конечно, продемонстрировал примеры.
Во второй день акцент был сделан на рекомендациях по подготовке сайта газеты. О том, как представить разнообразие мнений и учесть запросы аудитории при подготовке журналистских материалов для издания и сайта поведал Владимир Касютин. Оксана Силантьева из высшей школы журналистики при ГУ-ВШЭ дала рекомендации по организации работы мультимедийной редакции. Из уст Алексея Синельникова – представителя издательского дома «Аргументы и факты» – участники семинара узнали о взаимодействии с социальными сетями и о способах продвижения сайта среди читателей.
На примере проектов «Карта помощи» и «Настенька» их волонтеры Глафира Паринас и Валентина Агафонова разъяснили, как работают социальные инициативы на современных медиаплощадках. Пожалуй, ключевой теме семинара – привлечению читателей и пользователей к созданию контента на сайте – было посвящено выступление Игоря Батурина, руководителя интернет-проекта ФРИП. Он же посвятил представителей печатных СМИ в некоторые тонкости дизайна страниц сайта, а Александр Колесниченко рассказал о разработке и созданию оптимального рубрикатора для электронных и печатных изданий.
Как уже отмечалось выше, на семинаре выступили и представители региональных СМИ, поделившиеся своим опытом, внесшие ценные предложения.
У автора этих строк, принявшего личное участие в описываемом мероприятии, родились некоторые соображения по поводу собственно нашей газеты, ее возможных перспектив. И этими соображениями считаю нужным поделиться.
В начале семинара все участники получили анкеты. Один из вопросов вызвал сомнения (отвечать на вопросы анкеты пришлось еще до начала мероприятия, то есть легкая паника, которая «украсила» всё действо, еще не была актуальной): каким вы видите будущее газеты и сайта? Впрочем, сомнения были недолгими, и я выбрал самый оптимистичный ответ: популярная газета и популярный сайт. И теперь, после всего услышанного и проанализированного, считаю, что ответил верно.
В какой-то степени, быть может, рыльская районка архаична и консервативна. Но сейчас время, когда консерватизм и инновации практически сливаются (об этом, в частности, говорил В.Л.Касютин). Главное – отвечать запросам целевой аудитории, что мы, безусловно, делаем – а иначе и быть не может, откуда же тогда взяться большому числу подписчиков. Расти, развиваться – нужно, жизненно необходимо, потому что аудитория наша тоже растет и тоже развивается, становится мобильней, у нее зреет активная жизненная позиция. Поэтому необходимо в первую очередь развивать обратную связь. Наш сайт – большой шаг именно в этом важнейшем направлении. Он, разумеется, еще далек от совершенства, но у него пока и совсем другие функции в сравнении с современными онлайн-СМИ. Да и сам интернет-ресурс – это лишь одно звено в последовательном формировании обновленной районки.
Так или иначе, создание качественной газеты сегодня – это уже не функция только журналистов (хотя – их обязанность по факту профессии), но и читателей. И для этого нам нужно работать, работать и работать. В поисках путей обновления здорово помогают мероприятия, подобные описанному в данной статье. Благодарен судьбе и ФРИПу за то, что посчастливилось принять участие в семинаре.
Ю.Козлов
|